Телефоны доверия
+996 (312) 62 41 40
0800 800 55 10 *
Call Center
119
Опубликовано 12/03/2015

В работе межведомственной рабочей группы 13.11.2014 г. и 10.12.2014 г. принимали участие представители следующих организаций:

Комитет по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству ЖК КР, Комитет по социальной политике ЖК КР; Департамент регистрации населения и актов гражданского состояния при ГРС при Правительстве КР; Секретариат Комиссии по вопросам гражданства при Президенте КР; Министерство юстиции КР; Аппарат Омбудсмена КР; ОО «Юристы Ферганской Долины без Границ»; ОО «Ассоциация поддержки женщин предпринимателей»; Правовая клиника «Адилет»; ГКНБ КР; УВКБ ООН.

Участники совещаний большинством голосов (при отсутствии голосов против) приняли следующие рекомендации:

1)  Согласно законодательству КР, «лицо без гражданства (ЛБГ) - лицо, не являющееся гражданином Кыргызской Республики и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства». Другими словами, лицо, потерявшее паспорт, может ошибочно рассматриваться как ЛБГ. Согласно данному определению, лицо также само должно доказывать отсутствие иностранного гражданства. В связи с этим необходимо включить в Закон «О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике» статью «Лица без гражданства в Кыргызской Республике», в которой дать определение «лица без гражданства» в соответствии с международными стандартами: «лицо без гражданства - лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона».

2)  С целью упрощения законодательства исключить дублирующее определение «лица без гражданства» из Закона «О гражданстве Кыргызской Республики» и из Закона «О внешней миграции».

3)  Предусмотреть в Законе «О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике» проведение процедуры определения статуса лица без гражданства с выдачей документа, удостоверяющего личность. Сама процедура будет утверждена отдельным нормативным актом.

4) На начало 2014 года, в стране было выявлено свыше 11,000 владельцев паспортов СССР, а также лиц, утерявших паспорта СССР, и не получавших других паспортов. В 2015-2016 гг., ГРС при Правительстве Кыргызской Республики при поддержке УВКБ ООН планируют продолжить работу по определению гражданства данных лиц, успешно начатую в 2014 г. Исключение пункта 2 статьи 5 «Граждане Кыргызской Республики» Закона «О гражданстве Кыргызской Республики» усложнит процедуру определения гражданства данной категории лиц. В этой связи, предлагается временно оставить данный пункт в нынешней редакции (до разрешения проблем с документами данной категории лиц), за исключением слов в скобках «с момента обращения в органы внутренних дел».

5)  В статье 9 «Документы, удостоверяющие гражданство Кыргызской Республики» Закона «О гражданстве Кыргызской Республики» предлагается исключить свидетельство о рождении из списка документов, удостоверяющих гражданство. Иначе, если гражданство ребенка не определено, процесс регистрации рождения и выдачи свидетельств о рождении затянется.

6)  В статье 12 Закона «О гражданстве Кыргызской Республики» предлагается заменить части 1-4 следующими частями в целях предотвращения безгражданства детей:

«1. Ребенок, независимо от места рождения, приобретает гражданство Кыргызской Республики, если на момент рождения ребенка хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Кыргызской Республики .

2. Ребенок, родители или единственный родитель которого являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими в Кыргызской Республике, является гражданином Кыргызской Республики, если страна (страны) гражданства родителей не предоставляют ребенку свое гражданство».

7) Согласно проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», авторы законопроекта предлагают исключить слова «выступающим за насильственное изменение основ конституционного строя» в п.1 статьи 16 Закона «О гражданстве Кыргызской Республики», тем самым ограничивая категорию лиц, которым отказывается в приеме в гражданство. В то же время сохранится такая категория, как лица, «осуществляющие деятельность, представляющую угрозу государственной безопасности Кыргызской Республики». Представляется, что данная формулировка является неясной, потенциально коррупциогенной и требующей выработки четких критериев «деятельности, представляющей угрозу государственной безопасности».

8)   Согласно проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», авторы законопроекта предлагают дополнить статью 16 Закона «О гражданстве Кыргызской Республики» пунктом 9, согласно которому Комиссия по вопросам гражданства может принимать решения о нецелесообразности удовлетворения ходатайств о приеме в гражданство. Представляется, что данная формулировка является неясной, потенциально коррупциогенной и требующей выработки четких критериев случаев «нецелесообразности удовлетворения ходатайств». Таким образом, предлагается выработать конкретные основания для отказа в удовлетворении ходатайства, если дополнительные основания необходимы.

9)  Согласно проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», авторы законопроекта предлагают дополнить статью 22 Закона «О гражданстве Кыргызской Республики» частью 7, которая ограничивает возможности приобретения гражданства Кыргызстана в случаях наличия иного гражданства. Данное предложение не может быть поддержано, так как данная норма не содержит четких критериев случаев ее применения в ситуации противоречия законодательству Кыргызстана и требует проверки заявления о приеме в гражданство на соответствие законодательству иностранного государства, что является невозможным. Кроме того, данная норма фактически представляет собой дополнительное основание для отказа в приеме в гражданство и должна быть внесена в статью 16 Закона, а не в статью 22.

10)  Рекомендуется в целом пересмотреть содержание статьи 22 Закона «О гражданстве Кыргызской Республики» в связи с:

  • неясностью понятий «иное гражданство» и «второе гражданство»;
  • неясностью части 1 относительно последствий приобретения гражданином Кыргызстана иного гражданства в случаях, которые не упомянуты в части 1;
  • неясностью части 2 относительно последствия «непризнания» двойного гражданства в отношении упомянутых в части 2 групп граждан;
  • неясностью понятий «прекращение», «восстановление», «выход», «аннулирование» двойного гражданства (части 4, 6).
  1. Согласно пункту 4 статьи 29 Закона «О гражданстве Кыргызской Республики», уполномоченный государственный орган в сфере регистрации населения готовит материалы по вопросам гражданства на лиц, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики. В связи с неопределенностью ситуации лиц, временно проживающих на территории Кыргызстана, предлагается исключить слово «постоянно» из пункта 4 статьи 29.
  2. Согласно проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», авторы законопроекта предлагают дополнить статью 32 Закона «О гражданстве Кыргызской Республики» частью 5, в соответствии с которой этнические кыргызы при подаче заявлений о приеме в гражданство имеют возможность исправить буквы в фамилии, имени и отчестве на близкие по звучанию буквы. Представляется, что данная норма нуждается в дополнительной проработке, так как внесение изменений в имена осуществляется в координации с органами, зарегистрировавшими рождение гражданина. Кроме того, такое же право должно быть предоставлено и другим категориям заявителей.
  3. Предлагается исключить из статьи 14 Закона Кыргызской Республики «О регистрации актов гражданского состояния» указания на необходимость предоставления соглашения родителей о признании ребенка гражданином Кыргызстана (если они имеют различное гражданство).
  4. Предлагается четко установить в статье 14 Закона, что все дети, родившиеся на территории Кыргызской Республики, вне зависимости от гражданства и оснований проживания в Кыргызстане их родителей, имеют право на государственную регистрацию рождения и бесплатную выдачу свидетельства о рождении.

 

Партнеры