Телефоны доверия
+996 (312) 62 41 40
0800 800 55 10 *
Call Center
119

Среднесрочная стратегия развития

Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики

на 2019-2021 годы

Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики (далее – ГРС), образованная в 2009 году, является уникальным государственным органом, сопровождающим гражданина в течение всей его жизни, регистрируя важные этапы, такие как рождение, получение паспорта, вступление в брак, регистрация его имущества и т.д.

Вместе с этим, ГРС оставляет след гражданина в истории страны через формирование различных, важных для функционирования государства информационных ресурсов, баз данных, регистров.

Ежегодно ГРС обслуживает более 2 млн. граждан страны и иностранных граждан, и во многом от того, как качественно ГРС предоставляет регистрационные услуги, зависит их отношение к стране, так как лицом Правительства в повседневной жизни выступает именно ГРС.

Осознавая всю социальную ответственность, ГРС планомерно проводит реформирование системы государственных регистрационных услуг. За прошедший отчетный период проведена большая работа по оптимизации внутренних процессов и повышению качества предоставляемых государственных услуг.

Условно, проведенную работу можно разделить на три направления:

- автоматизация внутренних процессов;

- оптимизация нормативной правовой базы;

- повышение доступности государственных услуг.

 

Автоматизация внутренних процессов

Одним из главных направлений деятельности стало создание и развитие Единого государственного реестра населения Кыргызской Республики (ЕГРН), автоматизированных информационных систем (АИС) и базы биометрических данных, которые стали основой для автоматизации всех процессов и перевода в электронный вид государственных услуг, а также использования для формирования качественных списков избирателей и их идентификации на прошедших с 2015 года выборах и референдуме.

Основные цели создания ЕГРН:

- повышение качества и уменьшение сроков предоставляемых государственных услуг;

- сокращение уровня коррупции при оказании государственных услуг;

- внедрение документов государственного значения нового образца;

- инклюзивность граждан в избирательные процессы;

- формирование основ Электронного Правительства и перевод услуг в электронный вид;

- создание актуальных баз данных, реестров с целью планирования и реализации возложенных на Правительство задач, таких как экономика, социальное обеспечение и безопасность.

В целях реализации государственной задачи по созданию ЕГРН, ГРС разработана базовая модель архитектуры ЕГРН, в основе которой лежит использование персонального идентификационного номера (ПИН), являющегося сквозным идентификатором в ведомственных информационных системах, а также в процессах информационного межведомственного взаимодействия.

ЕГРН представляет собой централизованную и интегрированную систему, позволяющую вести учет цикла жизни человека, с момента регистрации рождения до регистрации акта записи о смерти, с формированием полного и достоверного электронного архива.

Архитектура ЕГРН состоит из следующих компонентов:

- база данных записей актов гражданского состояния;

- база данных паспортов граждан Кыргызской Республики;

- база данных «Адресный регистр Кыргызской Республики»;

- база данных «Адресно-справочное бюро» (АСБ);

- база биометрических данных граждан Кыргызской Республики от 16 лет и старше.

По всем направлениям созданы АИС, внутренние бизнес-процессы и процессы взаимодействия, подача большинства заявлений переведены в электронный формат. Поэтапно осуществляется перевод бумажных архивов в электронный вид.

Сведения по всем АИС хранятся и обрабатываются в централизованной базе данных ГРС. Процесс документирования населения стал более прозрачным, что позволило повысить ответственность персонала и максимально закрыть пути и возможности незаконной выдачи документов, коррупционных схем, сократить время обслуживания граждан и повысить качество обслуживания населения.

На базе ГРС создана современная и защищенная ИКТ инфраструктура, которая обеспечивает работу в режиме реального времени всех территориальных подразделений ГРС, в том числе 381 информационных киоска ГП «Кыргыз почтасы». Введен в эксплуатацию современный Центр обработки данных.  

 

Оптимизация нормативной правовой базы

В рамках оптимизации нормативной правовой базы проделана большая работа, что позволило снизить сроки обслуживания граждан, уменьшить количество процедур и документов, необходимых для получения государственных услуг, создать нормативную основу для функционирования АИС.

Разработаны и приняты следующие документы, регулирующие основные направления деятельности ГРС:

- постановление Правительства Кыргызской Республики «О национальных паспортах граждан Кыргызской Республики» от 03 апреля 2017 года № 196;

- постановление Правительства Кыргызской Республики                                                     «Об идентификационной карте – паспорте гражданина Кыргызской Республики образца 2017 года (ID-карта)» от 03 апреля 2017 года № 197;

- постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции о порядке приема документов, оформления, изготовления (персонификации), учета, выдачи и уничтожения идентификационной карты - паспорта гражданина Кыргызской Республики образца 2017 года (ID-карта) и общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики образца                     2006 года» от 21 апреля 2017 года № 238;

-  постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил приема квалификационных экзаменов, выдачи водительских удостоверений и удостоверений тракториста-машиниста» от 18 декабря 2017 года № 819;

- постановление Правительства Кыргызской Республики «О вопросах регистрации транспортных средств, установок и оборудования» от 23 июня                      2017 года № 407;

- постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 14 декабря 2015 года № 856, в соответствие с которым функция присвоения персональных идентификационных номеров передана в ведение ГРС;

- постановление Правительства Кыргызской Республики «О порядке присвоения и изменения персонального идентификационного номера» от                    28 сентября 2017 года № 619.

 

Повышение доступности государственных услуг

На сегодняшний день ГРС модернизирована работа и бизнес-процессы по оказанию государственных услуг гражданам в вопросах регистрации и документирования по месту обращения, без привязки к месту прописки. Граждане Кыргызской Республики могут обращаться в любой из ЦОН вне зависимости от места проживания, что делает процесс документирования еще более удобным и простым, а также экономит денежные средства и время граждан.

Новые ЦОН работают по принципу фронт и бэк офисов. Фронт офис принимает все необходимые документы от граждан, а в бэк офисе принятые от граждан документы рассматриваются, обрабатываются и принимаются решения о документировании. Данный принцип работы позволяет более оперативно оказывать государственные услуги. Также для удобства граждан, ожидающих своей очереди, организованы доступ к бесплатному wi-fi, комната для матерей с детьми и информационные стенды с описанием предоставляемых услуг.

Для удобства граждан в торговых центрах города Бишкек открыты 3 мини-ЦОН, которые функционируют и в выходные дни.

         На базе отделений почтовой связи ГП «Кыргыз почтасы» открыты                                   381 информационных киоска по оказанию в шаговой доступности следующих государственных услуг:

- по линии ЗАГС,

- документирование населения,

- регистрации граждан по месту проживания,

- выдача справок об имуществе,

- прием заявлений на получение единовременной выплаты при рождении ребенка «балага суйунчу».

Организован Центр телефонного обслуживания граждан по номеру 119, который предоставляет справочную информацию по всем вопросам, касающимся получение государственных услуг, избирательных процессов и т.д. Звонки на номер 119 бесплатные для всех номеров операторов сотовой и стационарной связи.

На сайте ГРС организована служба онлайн-консультанта (всплывающее окно), который предоставляет гражданам консультации по всем возникающим вопросам при получении государственных услуг.

В целях доступности получения государственных услуг, предоставляемых ГРС, а также в целях повышения эффективности деятельности ГРС разработан и запущен портал электронных услуг portal.srs.kg. На портале реализовано более 25 услуг, организована защищенная и надежная система подтверждения личности гражданина с использованием ЭЦП, записанной в чипе идентификационной карты-паспорта гражданина Кыргызской Республики образца 2017 года.

Внедрена услуга «Доставка паспорта на дом», оказываемая ГП «Кыргыз почтасы».

В 2016 году в ведение государства перешла функция по изготовлению государственных номерных знаков транспортных средств, что позволило увеличить защиту от подделки номерного знака и снизить ее стоимость. Через интернет сайт nomer.srs.kg осуществляется реализация государственных номерных знаков с особой комбинацией цифр в режиме онлайн аукциона, а также реализуются безаукционные регистрационные номера.

Расширение площадей государственных архивов обеспечило системное и своевременное комплектование документами Национального архивного фонда Кыргызской Республики, находящихся на временном ведомственном хранении.  Ежегодный рост количества фондов в среднем составляет от 50 до 70 фондов, объема - более 10 тыс. документов. Культурное наследие страны планомерно пополняется ценными архивными копиями документов архивов и музеев зарубежных стран.  За 2016 - 2018 годы в рамках Плана мероприятий по реализации Программы по выявлению и сбору документов и материалов о кыргызах и Кыргызстане в архивах, музеях и библиотеках зарубежных стран на 2015 - 2025 годы, утвержденного распоряжением   Правительства Кыргызской Республики от               3 июня 2016 года, проведена значительная работа в государственных архивах Российской Федерации. Доставленные в Кыргызстан документы предоставляются широкой общественности через интернет, СМИ и читальные залы центральных государственных архивов.

По итогам проведенной работы ГРС стала одним из передовых государственных органов в области масштабного внедрения инновационных технологий, открытия центров обслуживания населения нового формата и перевода сервисов в электронный вид.

В ближайшей среднесрочной перспективе перед ГРС поставлены немаловажные стратегические задачи по приданию устойчивости созданной за прошедший период системе и дальнейшему ее развитию в целях расширения зоны охвата и повышения качества оказания государственных услуг.

В среднесрочном периоде Служба ориентирована на дальнейшее формирование единой, эффективной, защищенной, достоверной, постоянно обновляемой системы регистров в сфере своей компетенции, а также на реализацию ожиданий граждан по улучшению и оптимизации регистрационной системы Кыргызской Республики.

Помимо развития электронных регистров, приоритетом Службы в среднесрочном периоде является обеспечение эффективного формирования государственного архивного фонда Кыргызской Республики. Развитие архивного дела предполагает преобразование в цифровой формат приоритетных данных, при проведении на постоянной основе мероприятий по созданию соответствующих условий для качественного хранения архивных документов.

Одним из основных приоритетных направлений является повышение качества существующих и развитие новых услуг. ГРС планируется повышение качества и развитие новых услуг на основе внедрения оптимизированных регламентов услуг и обслуживания, создания современной инфраструктуры, а также повышения кадрового и институционального потенциала, улучшения коммуникационных механизмов с потребителями услуг.

Планируется продолжение работ по внедрению документов государственного значения нового образца.

Участие в выборных процессах станет также одним из главных направлений деятельности ГРС. В ближайшей перспективе необходимо оптимизировать списки избирателей, провести работу по обновлению оборудования, программного обеспечения, уточнению и приведению в соответствие адресов избирателей и распределению по соответствующим избирательным участкам.

Ниже представлены Стратегические цели ГРС, которые станут основой для дальнейшего развития регистрационной системы.

Настоящая Среднесрочная стратегия развития разработана в соответствии с Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на 2018 - 2040 годы, Планом мероприятий Правительства Кыргызской Республики на 2019 - 2023 годы по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики «Единство, доверие, созидание» и других программных документах Кыргызской Республики.

 

Стратегическая цель №1.

Дальнейшая инклюзивность граждан в избирательные процессы и оптимизация избирательных процессов

Проведением выборов Президента Кыргызской Республики в 2017 году, завершен цикл выборов и референдумов, основанных на использовании современных информационных и биометрических технологий.

Основным достижением проведенной реформы можно считать повышение уровня доверия граждан, общественных и международных организаций к избирательной системе Кыргызской Республики и применяемым технологиям.

Новые технологии позволили полностью искоренить такие методы фальсификации, как массовые вбросы бюллетеней в урну и «карусели».

ГРС стала одним из ключевых государственных органов и флагманом по автоматизации выборных процессов. Благодаря помощи доноров и усилиям собственных специалистов, ГРС разработаны эффективные АИС по составлению списков избирателей и их биометрической идентификации.

Необходимо еще раз особо отметить мероприятия, реализованные ГРС за прошедший период, которые в значительной мере способствовали подготовке и проведению прозрачных выборов в Кыргызской Республике и в целом инклюзивности избирательных процессов:

- сбор биометрических данных – как основа для формирования качественных списков избирателей;

- автоматизация процессов по составлению списков избирателей и их идентификации;

- создание единого Колл-центра 119 и Портала избирателей shailoo.srs.kg для информирования граждан об избирательных процессах;

- внедрение электронных идентификационных карт граждан Кыргызской Республики в мае 2017 года и бесплатная их выдача в течение 2017 года – позволило зарегистрировать большое количество биометрических данных у граждан Кыргызской Республики, ранее не прошедших регистрацию;

- применение дополнительной биометрической идентификации избирателей по геометрии лица, а также использование дополнительного оборудования по считыванию персональных данных (комбо-ридеры) – позволили ускорить процесс идентификации и сократить число граждан, не прошедших биометрическую идентификацию - с 3,6 тыс. человек в 2016 году до 130 человек в 2017 году, что составило 0,007 % от общего количества граждан, пришедших на выборы.

В целях качественной подготовке к новому циклу выборов в Кыргызской Республике - предстоящие в 2020 году выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и местных кенешей - необходимо решить ряд важных задач по оптимизации процессов составления списков избирателей и подачи заявлений. Данные задачи также отражены в Стратегии совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018 - 2020 годы, одобренной решением Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики от 13 августа 2018 года.

1. Биометрическая регистрация

Сохраняется высокий процент граждан в возрасте 16 лет и старше, не прошедших биометрическую регистрацию. Из общего количества граждан страны в возрасте 16 лет и старше (4 235 815 граждан) биометрическую регистрацию не прошли 920 201 человека (3 315 614 граждан прошли биометрическую регистрацию), что требует дальнейшей работы в данном направлении, так как от этого показателя напрямую зависит вовлеченность (инклюзивность) граждан в участии на выборах и референдумах. Основной частью граждан, не прошедших биометрическую регистрацию, являются граждане, находящиеся за пределами Кыргызской Республики.

В связи с этим, ЦИК, ГРС, уполномоченным государственным органам и органам местного самоуправления необходимо продолжить информационно- разъяснительную работу, как внутри республики, так и за ее пределами, о необходимости прохождения биометрической регистрации.

Также необходимо провести дальнейшую совместную работу по сбору биометрический данных в труднодоступных населенных пунктах и в местах выезда граждан за рубеж (аэропорты, железнодорожные и автовокзалы).

 

2. Составление списков избирателей

Предлагается продолжить оптимизацию и совершенствование применяемых информационных систем, в частности системы управления списками избирателей с возможностью полного автоматизированного контроля за распределением избирателей в границах избирательных участков, полного исключения составления границ избирательных участков ручным способом.

Во избежание случаев некорректного распределения избирателей по границам избирательных участков следует продолжить работы по актуализации Адресного регистра Кыргызской Республики в части своевременного присвоения наименований населенным пунктам, улицам, номеров строений.

Целесообразно рассмотреть возможность организации электронной регистрации избирателем адреса проживания и желаемого избирательного участка через соответствующий Портал. В случае одобрения механизма электронной регистрации, внести необходимые изменения в нормативные правовые и подзаконные акты.

Учитывая, что составление границ избирательных участков находится в ведении ЦИК, определения ЦИК как единого органа по составлению списков избирателей, согласно принятой Стратегии совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018 - 2020 годы, предлагается рассмотреть вопрос о передаче функции по уточнению и составлению списка избирателей от ГРС к ЦИК, по мере завершения формирования полной базы ЕГРН и полноценного функционирования межведомственной системы электронного взаимодействия «Тундук».

В целях соблюдения избирательных прав граждан необходимо рассмотреть совместно с ЦИК возможность увеличения сроков голосования для граждан, находящихся за пределами Кыргызской Республики, в виду ограниченного количества избирательных участков с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты и АИС управления и формирования списков избирателей.

 

3. Обновление оборудования по идентификации избирателей

К 2020 году имеется высокий риск того, что оборудование, применяемое при идентификации избирателей в ходе первого цикла выборов, физически и морально устареет, что, в свою очередь, может привести к техническим сбоям при проведении предстоящих выборов. Оборудование в настоящее время находится на складе ГРС, и из-за длительного складирования и неиспользования аккумуляторные батареи, комплектующие детали также могут оказаться вышедшими из строя.

         Кроме этого, поскольку в сфере информационных технологий наблюдается постоянное совершенствование и актуальный срок использования современного оборудования не превышает 5 лет, необходимо провести работу по обновлению оборудования по идентификации избирателей к предстоящим выборам.

         Имеющееся в наличии оборудование планируется передать в государственные органы и органы местного самоуправления для реализации существующих национальных проектов, что позволит избежать преждевременного выхода из строя оборудования.

 

Стратегическая цель №2.

Повышение устойчивости развития регистрационной системы Кыргызской Республики

За последние годы ГРС проведена большая работа по оптимизации и повышению качества предоставляемых государственных услуг, в том числе:

- проводится работа по формированию ЕГРН, базы биометрических данных;

- проведена оцифровка части архивных документов;

- для автоматизации, обеспечения электронного взаимодействия, разработаны и внедрены АИС во всех территориальных подразделениях ГРС;

- открыты ЦОН нового формата, информационные киоски, в которых государственные услуги предоставляются по принципу Единого окна, в форме фронт и бэк офисов.

Мероприятия по повышению качества предоставляемых государственных услуг проведены во многом благодаря помощи международных доноров. Только за последние 3 года размер прямых грантовых вливаний со стороны доноров в проекты ГРС составил более 30 млн. долларов США.

Дальнейшие планы ГРС также должны быть направлены на устойчивое повышение качества предоставления регистрационных услуг, имплементацию ЦОН во всех регионах республики посредством объединения территориальных подразделений, полной автоматизации внутренних бизнес-процессов, перевода архивных документов в электронный вид, дальнейшего технического оснащения и переоснащения территориальных подразделений ГРС.

Реализация вышеуказанных мероприятий требует значительных финансовых вливаний уже в ближайший год. Существующая инфраструктура, оборудование и программное обеспечение, закупленные на средства доноров, потребуют замены в ближайшие 3 - 5 лет.

Учитывая, что дополнительной помощи от доноров в ближайшее время не ожидается, средства государственного бюджета сильно ограничены в рамках существующего дефицита, встает вопрос о сохранении устойчивости регистрационной системы для сохранения и увеличения набранного потенциала и темпа развития.

Нормы законодательства о государственной службе, установленная предельная штатная численность, не позволяют в оперативном порядке увольнять сотрудников, допустивших многократные нарушения, а также набирать необходимое количество сотрудников для обеспечения качественных и своевременных государственных услуг.

Так с 2012 года, штат ГРС был сокращен более чем на 20 %, при этом население республики выросло более чем на 1 млн. человек. Существующая система оплаты и ее низкие размеры не позволяют говорить о качественном предоставлении услуг и являются основным коррупционным риском.

 Зависимость от республиканского бюджета не в полной мере обеспечивает оперативность внедрения новых принципов и международных стандартов обслуживания населения.

Для решения обозначенных вопросов предлагается реформировать регистрационную систему в Кыргызской Республике путем преобразования подведомственных Департаментов в хозрасчетные Государственные учреждения.

Это позволит на первом этапе:

- перевести процесс оказания всех регистрационных услуг в формат Единого окна с фронт и бэк офисами;

- создать систему подбора, увольнения персонала, основанной на эффективном и качественном оказании государственных услуг, в соответствии с мировыми стандартами, и направленную на достижение корпоративных целей;

- сократить порядка 500 млн. сомов расходной части республиканского бюджета на содержание системы ГРС, за счет перехода на самофинансирование, сокращения государственных служащих с переводом их на договорные отношения;

- полученные денежные средства направлять на повышение качества регистрационных услуг за счет масштабного внедрения ИКТ решений и перевода предоставления услуг в электронный вид;

- существующая система формирования цен на платные виды услуг не позволяет закладывать рентабельность, а также субсидировать социально важные направления, по которым услуги первоочередной важности, такие как выдача первого паспорта, регистрация рождения и смерти могут оказываться бесплатно;

- провести работы по улучшению стандартов предоставления услуг и пройти сертификацию по международному стандарту ISO 9001.

Правительством Кыргызской Республики принято постановление о создании Государственного учреждения «Унаа» с ликвидацией ДРТСиВС и СЦИУ.

Создание учреждения позволит:

- облегчить нагрузку на республиканский бюджет на 21 млн. сом, так как деятельность центрального аппарата ДРТСиВС и его территориальных подразделений финансируется из средств республиканского бюджета;

-  решить проблему с нехваткой средств по расширению и развитию деятельности в сфере регистрации транспортных средств и водительского состава;

-  финансировать внедрение новых информационных технологий;

- создать единое подведомственное подразделение, ответственное за регистрацию транспортных средств и водительского состава;

- увеличить заработную плату сотрудников;

- заново сформировать штат - с сотрудниками будут заключены трудовые договора, что позволит оперативно нанимать штат и увольнять по отрицательным мотивам.

Необходимо повести аналогичную работу по переводу остальных подведомственных подразделений в форму Государственного учреждения.

 

Стратегическая цель №3.

Профессионализация ГРС, повышение потенциала сотрудников ГРС, развитие Центра компетенции

ГРС проведена большая работа по автоматизации процессов, оптимизируются соответствующие нормативные документы, внедряются регламенты и стандарты услуг. С каждым днем со стороны граждан и избирателей повышаются требования к сотрудникам по профессиональному обслуживанию. При оказании услуг внедряются новые технологии и оборудование.

Введение новых технологий, современных информационных систем в процесс предоставления государственных услуг и проведения выборов непосредственно затронули ГРС и вызвали необходимость проведения в сжатые сроки тренингов для большого числа сотрудников подведомственных подразделений, технического персонала и операторов системы идентификации избирателей, а также сотрудников колл-центра.

В рамках проведения прошедшего цикла выборов, для осуществления тренингов было мобилизовано большое количество работников ГРС, которые были отвлечены от своей непосредственной работы.

Аналогичная картина наблюдается при проведении обучения в рамках предоставления государственных услуг, обучения сотрудников при внедрении и реализации новых проектов, информационных систем, изменений в законодательстве, когда обучение проводится силами самих сотрудников центрального аппарата и территориальных подразделений ГРС, с отрывом от основных обязанностей.

Как организация, ГРС представляет собой пэтчворк служб, агентств, государственных предприятий с высокой степенью автономности, осуществляющих свою деятельность в таких областях как архивное дело, документирование населения, регистрация автотранспортных средств, записей актов гражданского состояния и прав на недвижимое имущество, разработка цифровых решений для государственного управления. Каждая из этих структур обладает определенной системой повышения квалификации кадров. Так, например, Архивное агентство имеет собственный тренинговый центр и уже получил лицензию на оказание услуг по повышению квалификации в области архивного дела. Государственным предприятием «Инфоком» разработана собственная платформа дистанционного обучения, а Департамент кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество обучает сотрудников усилиями одного специалиста-кадровика.

Несмотря на положительность данных примеров, отсутствие единого подхода в вопросах повышения квалификации и объединенного центра производства, распределения знаний и информации, необходимого ГРС как единой структуре, потенциально снижает эффективность и устойчивость развития ГРС как организации.

Осознавая необходимость создания ведомственного тренингового центра, руководством ГРС выделено в здании Архивного агентства несколько помещений, оснащенных при технической поддержке ОБСЕ и ПРООН мебелью и техникой для проведения тренингов и другой деятельности по обучению персонала. Заложив некоторые материальные основы для деятельности центра, руководство ГРС намерено развивать его дальше с надеждой, что центр станет не только источником знаний и навыков, но и будет аккумулировать в себе многолетний опыт и традиции регистрационной системы и передавать их новым сотрудникам.

Для решения вышеуказанных задач ГРС, при идеальном варианте, необходимо институционализировать Центр компетенции ГРС, с отдельным квалифицированным персоналом в штате, тренерами и учебной базой, т.е. создать отдельное подведомственное подразделение по аналогии с уже существующими подобными Центрами в других государственных органах (Министерство финансов, Социальный фонд, Высшая школа правосудия при Верховном суде Кыргызской Республики).

 

Стратегическая цель №4. Улучшение инфраструктуры

За прошедший период проведена большая работа по улучшению инфраструктуры и оснащенности территориальных подразделений, Центров обслуживания населения. По мере изыскания финансирования отремонтированы 45 отделов ЗАГС, паспортных отделов, архивов и Центров обслуживания населения. За счет собственных средств, финансовой помощи доноров и партнеров закуплено оборудование и технические средства.

         Однако большое количество административных зданий территориальных органов ГРС, а также офисов обслуживания населения находятся в неудовлетворительном состоянии. Нехватка специальной техники и оборудования для осуществления функций и предоставления регистрационных услуг негативно влияет на эффективность работы ГРС в целом.

В связи с этим, наиболее важным стратегическим направлением деятельности ГРС на ближайшее время по-прежнему является создание современной и прочной инфраструктурной базы для дальнейшего развития. В течение следующего среднесрочного периода ГРС планирует провести работы по ремонту или обновлению административных зданий Центрального аппарата и подведомственных подразделений, а также зданий территориальных органов и ЦОНов, улучшению сетевой инфраструктуры, в особенности для территориальных архивов. Кроме того, планируется улучшить условия труда сотрудникам и условия обслуживания населения за счет оснащения территориальных органов ГРС и сервисных центров необходимой мебелью, оргтехникой и специализированной техникой.

Вместе с этим, необходимо уделить особое внимание по созданию во всех территориальных подразделениях ГРС соответствующих условий лицам с ограниченными возможностями здоровья. Для этого предлагается провести работу по инвентаризации потребностей в каждом территориальном отделе и совместно с органами местного самоуправления, и другими заинтересованными лицами провести работу по созданию соответствующих условий.

 

Стратегическая цель №5.

Повышение качества и доступности государственных услуг

Основным направлением деятельности и конечным итогом всей деятельности ГРС является предоставление качественных и доступных государственных услуг юридическим и физическим лицам. Всего ГРС оказывает 43 государственные услуги и обслуживает более 2 миллионов потребителей в год.

В среднесрочный период одним из приоритетных направлений ГРС будет повышение качества предоставления государственных услуг, оптимизация всех текущих бизнес-процессов.

Для достижения этой стратегической цели все усилия ГРС будут направлены на:

Повышение доступности государственных услуг

Одним из основных направлений повышения качества государственных услуг является повышение их доступности и расширение зоны охвата.

Будет продолжена работа по увеличению количества услуг, оказываемых в Информационных киосках.

Большинство услуг ГРС будут переведены в электронный вид и станут доступны через Государственный портал государственных услуг.

Немаловажным является проведение работ по программе «Открытые данные» в рамках Национального плана действий по построению Открытого Правительства в Кыргызской Республике на 2018 - 2020 годы.

Переформатирование Центров обслуживания населения в новый формат задали тон по высоким стандартам обслуживания граждан не только внутри ГРС, но и среди других государственных органов. В ближайшее время необходимо продолжить работу в этом направлении:

         - увеличение количества ЦОН нового формата;

         - увеличение количества оказываемых услуг в ЦОН;

         - имплементация опыта ЦОН на другие подведомственные подразделения.

Так, например, создание современных больших и комфортных Авто Центров обслуживания населения – позволит в комфортных условиях оказывать государственные услуги по регистрации транспортных средств и водительского состава по принципу «единого окна», с разделением функций на Фронт и Бэк офисы, а также с автоматизированным автодромом с собственным парком транспортных средств для исключения человеческого фактора при приеме практических экзаменов на получение водительского удостоверения.

 

Внедрение документов государственного значения нового образца

         В среднесрочной перспективе ГРС необходимо провести работу по внедрению документов государственного значения нового поколения, так уже в 2019 году будут внедрены новые образцы следующих документов:

- водительские удостоверения нового образца и другие документы по регистрации транспортных средств и водительского состава, в том числе внедрение электронного паспорта транспортного средства, самоходных машин и других видов техники в рамках ЕАЭС;

- общегражданские паспорта нового поколения.

         Также необходимо провести работу по уменьшению количества выдаваемых документов государственного значения и перевод их в электронный формат.

 

Разработка и внедрение новых сервисов для потребителей

         Учитывая необходимость придания устойчивости регистрационной системе, а также с учетом потребностей потребителей государственных услуг, необходимо провести работу по увеличению количества оказываемых государственных услуг и сервисов.

         Так необходимо внедрить выездное обслуживание по всем видам услуг, увеличить комфортность и срочность их предоставления.

         Обладая большими статистическими данными ГРС может стать поставщиком аналитических и стратегических данных для Правительства, бизнеса и других заинтересованных сторон.

 

         Оптимизация бизнес-процессов

         Необходимо уделить большое внимание оптимизации текущих бизнес-процессов предоставления государственных услуг, уменьшению этапов и процедур, а также полностью перейти на внутриведомственный и межведомственный информационный обмен по запросу при предоставлении государственных услуг.

         Кроме того, необходимо провести работу по дальнейшей разработке административных регламентов государственных услуг, в том числе в электронном виде. Немаловажную роль в повышении качества сервисов сыграет проведение общественных и внутриведомственных мониторингов.

        

Стратегическая цель №6.

Внедрение эффективного электронного управления и дальнейшая оптимизация автоматизированных информационных систем

Достоверный и своевременный учет и регистрация являются важнейшими государственными задачами, позволяющими обеспечить эффективное управление Кыргызской Республикой и оказание гражданам качественных услуг.

Эффективность деятельности ГРС во многом зависит от качества ее регистров. Развитие автоматизированных информационных систем и дальнейшая актуализация электронных баз данных является одним из важнейших приоритетных направлений ГРС для обеспечения качественных услуг и успешного выполнения своих функций.

Будет продолжена работа по оцифровке бумажных архивов ГРС, что позволит увеличить временной диапазон актуальности информационных систем, используемых в работе, сократит время по поиску нужных документов как для сотрудников ГРС, так и для потребителей услуг. ГРС необходимо создать полноценный орган по дигитализации бумажных архивов.

Вместе с этим, введение в промышленную эксплуатацию системы межведомственного электронного взаимодействия «Тундук» в ближайшей перспективе позволит обмениваться данными с другими государственными органами, что позволит сократить административные процедуры и получать необходимую информацию от других государственных органов в режиме реального времени.

В целях создания нормативной правовой основы для реализации реформ и внедрения информационных технологий в регистрационной системе Кыргызской Республики необходимо проводить на постоянной основе совершенствование законодательных актов. Данная работа должна проводиться своевременно и одновременно с проведениями реформ и цифровизации.

 

Дальнейшее внедрение в программные продукты, сервисы и информационные системы ГРС возможности верификации граждан по биометрическим данным станет одним из эффективных способов по борьбе с коррупцией и переводу большинства услуг в электронный вид.

Планируется внедрение Системы Электронного Документооборота (СЭД) в промышленную эксплуатацию во всех подведомственных подразделениях ГРС, Аппарате Президента Кыргызской Республики, Аппарате Правительства Кыргызской Республики, Государственной кадровой службе Кыргызской Республики, Государственном комитете информационных технологий и связи                            Кыргызской Республики, ряде министерств и ведомств, определенных по согласованию с Правительством Кыргызской Республики.

В процессе внедрения предусмотрена организация информационного взаимодействия и обмен документами между государственными органами в электронном виде, с использованием ЭЦП при подписании электронных документов уполномоченными должностными лицами.

СЭД интегрирована с информационной системой «Учет человеческих ресурсов», что позволяет отслеживать кадровый состав, выход сотрудников в отпуск, выезд в командировки и т.п. при назначении документов на исполнение и указании сроков исполнения.

Будет продолжена работа по оптимизации автоматизированных информационных систем ГРС.

В части АИС «ЗАГС» предусматривается реализация третьего этапа, включающая автоматизацию заявлений от граждан, приведение в соответствие форм записей актов по всем видам регистраций, реализация системы уведомлений, внедрение механизма подписания записей актов ЭЦП сотрудника, внесение изменений в порядок присвоения ПИН недокументированным гражданам старше 20 лет, с обязательным прохождением биометрической идентификации. Также планируется реализация дополнительных видов контроля при регистрации записей актов, расширение функционала системы, перевод интерфейса на государственный язык.

Модуль «Балага суйунчу». В ближайших планах организация трехстороннего онлайн взаимодействия между ГРС, Министерством труда и социального развития Кыргызской Республики, Коммерческими банками, внесение необходимых изменений в функционал системы, установка дополнительных видов контроля, проведение пилотного проекта по оптимизации бизнес-процессов «Балага суйунчу» с целью сокращения сроков выплат до 2-3 дней.

В части АИС «Паспорт» планируется внедрение нового образца общегражданского паспорта (е-паспорт), в рамках которого предусмотрены следующие работы:

      усовершенствование системы персонализации паспортов;

      автоматизация учета и контроля за распределением и использованием бланков строгой отчетности;

      разработка веб-сервисов информационного взаимодействия в части усиления контроля.

Система персонализации и выдачи электронных паспортов нового поколения по предварительному плану работ будет готова в 3 квартале 2019 года.

В части АИС «АСБ» планируется оптимизация бизнес-процессов, организация взаимодействия с Национальным статистическим комитетом                                     Кыргызской Республики, Министерством иностранных дел Кыргызской Республики, установление дополнительных видов контроля. Интеграция АИС «ЗАГС», в части получения реквизитов свидетельства о рождении, с АИС «Паспорт» и                                    АИС «Регистрация иностранцев», формирование различных форм отчетности.

В части АИС «Гражданство» запланирован ввод в промышленную эксплуатацию обновленной версии системы, включающий:

- сканирование документов, требуемых для подачи заявления на выход/прием гражданства Кыргызской Республики;

- получение фотографии и подписи заявителя в цифровом виде;

- интеграция с АИС «Регистрация иностранцев» на проверку наличия регистрации иностранного гражданина на территории Кыргызской Республики;

- интеграция с АИС «АСБ» в части предоставления сведений о найденных документах из бюро находок, контроля в отношении граждан, находящихся в розыске, и наличия постановления судебных исполнителей при осуществлении регистрации анкеты – заявления на выход из гражданства Кыргызской Республики;

- организация электронного взаимодействия государственных органов, участвующих в решении вопросов по приему и выходу из гражданства Кыргызской Республики.

Со 2 ноября 2018 года обновленные версии АИС «Регистр транспортных средств», «Регистр водительского состава», «Тестирование на получение водительских удостоверений» введены в промышленную эксплуатацию по всей республике. В рамках третьего этапа развития систем запланированы организация взаимодействия с Министерством юстиции Кыргызской Республики в части регистрации юридических лиц, регистрация в онлайн режиме сведений о залогах, арестах и других ограничениях в отношении транспортного средства, с Главным управлением обеспечения безопасности дорожного движения в части наложения штрафов на транспортные средства, организация взаимодействия с системой электронных паспортов, внедряемой в рамках ЕАЭС.

Будет проведена работа по оптимизации деятельности Государственного предприятия «Кыргыз почтасы» при ГРС по модернизации финансового менеджмента и финансовых услуг, с внедрением АИС «фронт-офис», «бэк-офис» и Центра обработки данных ожидается значительное повышение производительности труда и конкурентоспособности почтовых филиалов и отделений связи на рынке почтовых, финансовых и прочих услуг.

Имеющиеся в Кыргызской Республике ресурсы геопространственной информации, и в частности данных автоматизированного регистрационного и кадастрового учета, задействованы не в полной мере, что препятствует реализации всех потенциальных выгод. Система работы с геопространственными данными характеризуется низким уровнем координации, а информационные средства, основанные на картографии, остаются недоступными. Результатом становится дублирование усилий, неэффективное использование средств, избыточные затраты времени на преодоление бюрократических процедур, и в конечном счете - снижение эффективности управления и государственных услуг. Вместе с тем, имеющийся международный и региональный опыт свидетельствует о значительных потенциальных выгодах, реализуемых при совместном использовании и объединении данных с географической привязкой из множества источников и организации открытого доступа к интерактивным, интеллектуальным объединенным картам в рамках национальной инфраструктуры пространственных данных. В Кыргызской Республике уже сформировано единое стратегическое видение относительно создания национальной инфраструктуры пространственных данных на основе автоматизированных систем земельного и кадастрового учета, что позволит внести существенный вклад в обеспечение устойчивого экономического развития и повышение эффективности государственного управления.

В целях дальнейшего развития «Автоматизированная система регистрации» (АСР) необходимо провести мероприятия по интеграции с ЕГРН. Для этого требуются работы по идентификации собственников объектов недвижимости – физических и юридических лиц, с последующим вводом ПИН и ИНН соответственно. Также необходимо провести работы по оптимизации АСР, как части Национальной интегрированной кадастровой системы на веб- ориентированной основе. При этом сократятся расходы на содержание локальных баз данных, но увеличатся расходы на повышение информационной безопасности и приобретение дорогостоящего коммуникационного, сетевого и серверного оборудования.

 

Внедрение эффективной системы мониторинга и оценки развития государственной регистрационной системы, а также мониторинг и контроль качества предоставления государственных услуг станет главным инструментом по управлению качественными изменениями в ГРС.

 

Стратегическая цель №7.

Повышение информированности граждан

и улучшение взаимодействия со стейкхолдерами

Несмотря на то, что в системе ГРС идет постоянная работа по улучшению качества, обновлению и расширению сферы услуг, предоставляемых населению, госструктурам, бизнес-сообществу, потребители услуг об этих нововведениях недостаточно информированы, в том числе по обеспечению безопасности использования и применения персональных данных и информационных систем.

Проводить широкое информирование граждан о государственных регистрационных услугах, обеспечить открытость информации о деятельности ГРС, повысить уровень доверия и взаимодействия между государственными органами, а также с гражданами и организациями станет одним из приоритетных направлений ГРС в среднесрочный период.

         Учитывая большое влияние в последнее время социальных сетей и других интернет ресурсов, необходимо проводить информационную работу в этом направлении. Предлагается возложить на работников по связи с общественностью функции по SMM (Social Media Marketing) – для продвижения интересов ГРС в социальных сетях и качественному информированию.

Необходимо провести работу по улучшению качества сайтов ГРС и приведению их к единому стандарту. Также немаловажным является адаптация сайтов ГРС к пользованию лицами с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с этим, учитывая широкое внедрение мобильного интернета в регионах необходимо адаптировать сайты и сервисы ГРС под мобильные устройства, при этом необходимо создать специализированные мобильные приложения.

 Ежегодные Медиа планы должны стать основой для реализации информационной политики ГРС.

Традиционные круглые столы, дискуссионные площадки, ежегодные пресс туры и конференции должны стать эффективными инструментами по расширению взаимодействия с основными стейкхолдерами.

Партнеры