Ишеним телефондору
+996 (312) 62 41 40
0800 800 55 10 *
Call Center
119
Жарыяланган 07/12/2016

         Государственное учреждение «Специализированный центр

         информационных услуг» при Государственной регистрационной

         службе при Правительстве Кыргызской Республики

 

         Используемые обозначения:

         - Служба — Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики;

         - ГУ «СЦИУ» - государственное учреждение «Специализированный центр информационных услуг» при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики;

         - ДРТС — Департамент регистрации транспортных средств и водительского состава при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики;

         - ГААР — Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики;

         - АКС ГКНБ — Антикоррупционная служба Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики;

         - СМРО -  Специализированный межрегиональный регистрационный отдел;

         - АМТС — автомототранспортные средства;

         - госномерных знаков с ОКЦ — государственный регистрационный номерной знак с особенной комбинацией цифр;

 

         О результатах по демонтажу системной коррупции

 

         В соответствии с Планом пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в государственном учреждении «Специализированный центр информационных услуг» выявлено 6 коррупционных рисков, которые содержат 6 основных мероприятий, состоящих в целом из 12 условий реализации.

         Из указанных 12 направлений со стороны ГУ «СЦИУ» 9 условий выполнены полностью.

         При этом следует отметить, что из числа выполненных учреждением условий п. 24.3 (п. 69 Актуализированного плана), п. 40.1 (п. 110 Актуализированного плана), п. 40.2 (п. 111 Актуализированного плана), п. 40.3 (п. 112 Актуализированного плана), касающиеся вопросов реализации государственных регистрационных номерных знаков с особенной комбинацией цифр, для ГУ «СЦИУ» потеряли свою актуальность, поскольку функции по их реализации переданы в ведение государственного предприятия «Инфоком» (согласно постановлению Правительства КР от 05.09.16 г. № 482).

 

         1. Коррупционный риск № 19. Выполнение государственных функций по регистрации АМТС не государственными служащими (Специализированный межрегиональный регистрационный отдел, авторынок «РИОМ-Авто»)

 

         Описание

         Рабочей группой было рекомендовано регламентировать работу СМРО, СЦИУ, ДРТСиВС на авторынке «РИОМ-Авто».

         Среди причин были отмечены:

         - наличие коррупционных мотивов у сотрудников СМРО;

         - неправомерный наем сотрудников по трудовому договору и раздутая штатная численность в СМРО;

         - недостаточная открытость процесса регистрации АМТС в СМРО;

         - слабый общественный контроль.

         В Детализированном плане по демонтажу системной коррупции были определены следующие условия реализации вышеотмеченного мероприятия, касающегося компетенции ГУ «СЦИУ»:

         1. Пересмотреть условия договора, заключенного между ЗАО «Азия Транс Лайн» и СЦИУ и привести договор, заключенный между ЗАО «Азия Транс Лайн» и СЦИУ, в соответствие с законодательством (пункт 21.3).

         2. Исключить практику взимания денег с граждан по услугам, входящим в функциональные обязанности сотрудников ДРТСиВС и СЦИУ (за формирование информационной базы данных по в/удостоверению, за формирование информационной базы данных о владельце транспортного средства и др.), (пункт 21.6);

         3. Пересмотреть прейскурант цен в сторону уменьшения по госуслугам, оказываемым ГУ «СЦИУ» и ДРТСВС (пункт 21.7).

 

         Результат:

         1. Условия реализации мероприятия выполнены полностью.

         В апреле 2015 года договор с ЗАО «Азия Транс Лайн» был расторгнут (прилагаются копии ранее заключенного Договора с ЗАО «Азия Транс Лайн» и письма ГУ «СЦИУ» о расторжении договора, исх. № 28-3/36 от 28.04.15 г., приложение 1 и 2 соответственно).

         2. ГУ «СЦИУ» является хозрасчетной организацией, осуществляющей свою хозяйственную деятельности на принципах самофинансирования.

         Ранее приказом ГААР № 123 от 28 декабря 2015 года был утвержден прейскурант тарифов на платные услуги, оказываемые ГУ «СЦИУ».     

         В соответствии с данным приказом размер цен по 8 (восьми) видам услуг, предоставляемым ГУ «СЦИУ», варьируется от 23 до 560 сомов.

         Следует отметить, что данные услуги являются основными статьями доходов ГУ «СЦИУ», из которых формируются заработная плата его сотрудников, а также осуществляется покрытие других расходов учреждения в рамках его хозяйственной деятельности (справочно: штатная численность составляет 196 ед., с учетом проведенной в июне 2015 года оптимизации структуры и штатной численности учреждения, в результате чего было сокращено 36 штатных единиц).

         Как показал анализ финансово-хозяйственной деятельности доходы ГУ «СЦИУ» от предоставляемых основных видов услуг сократились.

         На снижение поступления доходов повлиял ряд объективных факторов и необходимых мер, принятых на государственном уровне в целях обеспечения безопасности на дорогах, и в частности, связанных с запретом на ввоз и регистрацию автотранспортных средств с правосторонним расположением руля, допуска их к эксплуатации и участия в дорожном движении на территории страны. В то же время ГУ «СЦИУ» продолжает направлять значительные средства в республиканский бюджет в виде налогов и отчислений.

         Кроме этого, с апреля 2016 года приостановлена реализация государственных регистрационных номерных знаков с особенной комбинацией цифр и в настоящее время данная функция передана в ведение ГП «Инфоком».

         Ранее ГУ «СЦИУ» неоднократно направляло в Службу письма (№№ 28-3/39 от 04.02.14 г. и 28-3/104 от 20.11.15 г., прилагаются, приложения 3 и 4 соответственно) с просьбой  рассмотреть вопрос об исключении подпунктов 6 и 7 пункта 21 коррупционного риска № 19 и подпункта 2 пункта 38 коррупционного риска № 36 Плана пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции.

         Кроме того, в сентябре 2016 года распоряжением Службы была образована рабочая группа, которая, проработав вопрос о создании государственного предприятия при Службе путем реорганизации ее двух подведомственных органов — ДРТСиВС и ГУ «СЦИУ», направила соответствующие предложения (проекты нормативных правовых актов) на рассмотрение в центральный аппарат Службы для принятия необходимых мер в установленном порядке.

         В случае решения данного вопроса, все нормативные правовые акты необходимо будет пересмотреть и привести в соответствие.

         Также прилагаются копия приказа ГААР об утверждении прейскуранта цен на платные услуги ГУ «СЦИУ» № 123 от 28 декабря 2015 года (приложение 5).

         3. В соответствии с вышеотмеченным приказом ГААР утвержден прейскурант цен на государственные услуги, оказываемые ГУ «СЦИУ».

         Размер цен на услуги варьируется от 23 сомов до 560 сомов и состоит из 8 видов услуг.

         Необходимо отметить, что данные услуги являются основными статьями доходов ГУ «СЦИУ», из которых формируются заработная плата сотрудников учреждения. На сегодняшний день прейскурант цен на платные услуги ГУ «СЦИУ» пересмотрен в сторону увеличения их стоимости и утвержден ГААР по согласованию со Службой и Министерством юстиции Кыргызской Республики.

         Кроме того, с 2015 года сотрудники ГУ «СЦИУ» получают только заработную плату, без премиальных выплат и материальных компенсаций.

         По данному вопросу ГУ «СЦИУ» в рамках вышеуказанных писем также поднимал вопрос о его исключении из Плана демонтажа системной коррупции.

 

         2. Коррупционный риск № 22: Выдача государственных номеров с особенной комбинацией цифр

 

         Описание

         В целях демонтажа данного коррупционного риска необходимо было разработать механизм регламента и процедуры утилизации особых номеров. Реализовать данное мероприятие было поручено АКС ГКНБ и ГУ «СЦИУ».

         Среди причин были отмечены:

         - недостаточная открытость процесса проведения аукционов по реализации госномерных знаков с ОКЦ;

         - мнимое участие третьих лиц в аукционах в связи с отсутствием гарантийного взноса и во избежание одиночной регистрации на участие в аукционе с целью приобретения госномерного знака с ОКЦ.

         В Детализированном плане по демонтажу системной коррупции были определены следующие условия реализации вышеотмеченного мероприятия:

         1. Cогласно пункта 24.1 АКС ГКНБ должен был инициировать проверку на предмет нарушений при процедуре утилизации особых номеров (дипномеров, номеров спецведомств), а также проверку оснований выдачи особых номеров через аукционы (пункт 24.2);

         2. В соответствии с пунктом 24.3 ГУ «СЦИУ» поручено изучить и внести соответствующие изменения НПА с целью исключения случаев незаконной выдачи особых номеров через аукционы (мнимого участия третьих лиц в аукционах, невозможности зарегистрироваться в аукционах и др.)

 

         Результат:

         1. АКС ГКНБ условия реализации мероприятия выполнила.

         2. Со стороны ГУ «СЦИУ» данное условие было выполнено полностью. Соответствующий проект решения Правительства Кыргызской Республики вносился на рассмотрение Службы, который направлялся в установленном порядке в Министерство юстиции для дальнейшего продвижения.

         На сегодняшний день данный вопрос для ГУ «СЦИУ» потерял свою актуальность, поскольку функции по реализации госномерных знаков с ОКЦ переданы в ведение государственного предприятия «Инфоком» в соответствии с постановлением Правительства КР № 482 от 05.09.16 г..

 

         3. Коррупционный риск № 34: Незаконное взимание двойной оплаты при нестандартных номерных знаках

 

         Описание

         В целях демонтажа данного коррупционного риска необходимо было выпускать определенное количество номерных знаков квадратной формы.

         Среди причин были отмечены:

         - вынужденная необходимость двойной оплаты гражданином при получении госномерного знака и замены его затем на тип 12 (квадратный).

         1. В соответствии с условием реализации (пункт 36.1) было поручено провести переговоры и обязать фирму-изготовителя выпускать определенное количество номерных знаков квадратной формы (тип 12), чтобы при регистрации АМТС гражданин мог при необходимости получать сразу госномер квадратной формы.

 

         Результат:

         1. Данное условие выполнено. В настоящее время при осуществлении регистрационных действий с АМТС граждане могут сразу получать госномерные знаки квадратной формы.

 

         4. Коррупционный риск № 36. Заключение договоров с банками на непрозрачной основе

 

         Описание

         В целях демонтажа данного коррупционного риска необходимо было предотвратить практику заключения договоров с банками на непрозрачной основе.

         Среди причин были отмечены:

         - большой размер комиссионных сборов банков, осуществляющих обслуживание населения в регистрационных подразделениях Службы.

         1. В соответствии с условием реализации (пункт 38.2) было поручено пересмотреть прейскуранты цен СЦИУ и ДРТСиВС с банками по оказанию услуг (ДРТСиВС и СЦИУ), исключив из них оплату за услуги, которые являются функциональными обязанностями сотрудников СЦИУ, например, «формирование информационной базы данных» и т.д.

 

         Результат:

         1. ГУ «СЦИУ» ранее направлял в банки, обеспечивающие обслуживание населения в территориальных подразделениях, письма с предложениями рассмотреть вопрос о снижении прейскуранта цен по оказанию услуг. Ответ от них не поступал (копия письма в банки прилагается, приложение № 6).

         Кроме того, в сентябре 2016 года распоряжением Службы была образована рабочая группа, которая, проработав вопрос о создании государственного предприятия при Службе путем реорганизации ее двух подведомственных органов — ДРТСиВС и ГУ «СЦИУ», направила соответствующие предложения (проекты нормативных правовых актов) на рассмотрение в центральный аппарат Службы для принятия необходимых мер в установленном порядке.

         В случае решения данного вопроса, все нормативные правовые акты необходимо будет пересмотреть и привести в соответствие.

 

         5. Коррупционный риск № 37. Принуждение клиентов к заключению договоров с частными ОсОО на оказание дополнительных услуг

 

         Описание

         В соответствии с пунктом 39.2 Плана мероприятий по демонтажу системной коррупции поручено было ввести в практику четкое соблюдение НПА, в частности, реестра госсуслуг должностными лицами ДРТСиВС.

         Среди причин были отмечены:

         - необходимость обеспечения безопасности базы данных зарегистрированных АМТС и водительского состава.

         1. В соответствии с условием реализации вышеотмеченного пункта было поручено исключить выполнение государственных услуг частными фирмами или внести данные услуги в Реестр государственных услуг, а именно исключить практику предоставления базы данных ГУ «СЦИУ» частным фирмам для последующего платного информирования населения о проверке АМТС на предмет предыдущих операций, связанных с транспортным средством, а также о зарегистрированных обременениях. Выборка информации ведется на основе номера кузова (VIN-кода) или госномера (типа carfax.kg). Данная услуга должна выполняться ДРТСиВС на бесплатной основе.

 

         Результат:

         1. Данное условие выполнено.

         В соответствии с договором с компанией «Carfax.kg» ГРС является исполнителем, ГУ «СЦИУ» - оператором и «Carfax.kg» - заказчиком.

         Следует отметить, что с момента заключения данного договора и по настоящее время руководство ГУ «СЦИУ» не давало поручений о предоставлении данной компании сведений из базы данных зарегистрированных АМТС. Со стороны ГУ «СЦИУ» обязательства по договору не выполняются.

 

         6. Коррупционный риск № 38: Проведение аукционов по продаже номеров с особенной комбинацией цифр

 

         Описание

         В рамках данного коррупционного риска необходимо было пересмотреть нормативный правовой акт, регламентирующий реализацию госномерных знаков с ОКЦ, в частности, предусмотреть увеличение процента прибыли от реализации государственных регистрационных номерных знаков с особенной комбинацией цифр на автотранспортные средства

         Среди причин были отмечены:

         - необходимость проведения бесконтактного аукциона, то есть проведение аукциона по системе «онлайн»;

         - увеличение финансовых поступлений в государственный бюджет за счет исключения отчислений на спецсчет государственного органа;

         - внести изменения в решение Правительства Кыргызской Республики, регламентирующее реализацию госномерных знаков с ОКЦ, с целью его оптимизации и актуализации.

         Условиями реализации вышеупомянутого мероприятия было предусмотрено:

         1. Увеличение процента прибыли от реализации госномерных знаков с ОКЦ на автотранспортные средства с проданных в госбюджет, за счет исключения доли направления финансовых средств в Минюст (5%) и снижения доли направляющихся средств в ГРС (пункт 40.1).

         2. Оптимизация сайта http://gosnomer.sciu.kg/, в части подтверждения получения заявки, возможности проведения аукциона онлайн (пункт 40.2).

         3. Оптимизация системы проведения аукционов, для чего в НПА ввести следующие изменения: 1) до проведения аукциона участники обязаны внести предварительный депозит для исключения случаев отказа от дальнейшей оплаты. 2) При неоплате суммы за номерной знак, победителем признается следующий участник, предоставивший наибольшую сумму/ 3) В случае, если был зарегистрирован только один участник, считать его победителем аукциона.

 

         Результат:

         1. Все вышеперечисленные условия со стороны ГУ «СЦИУ» были выполнены полностью.

         Однако на сегодняшний день эти условия для ГУ «СЦИУ» потеряли свою актуальность, поскольку функции по реализации госномерных знаков с ОКЦ переданы в ведение государственного предприятия «Инфоком» в соответствии с постановлением Правительства КР № 482 от 05.09.16 г..

         Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с указанным решением Правительства КР 91 процент поступлений от реализации госномерных знаков с ОКЦ перечисляется в государственный бюджет и 9 процентов остается уполномоченному органу в лице ГП «Инфоком».

         В настоящее время аукционы проводятся исключительно онлайн через сайт http://nomer.srs.kg. Граждане, желающие приобрести особенную комбинацию через аукцион должны оплатить гарантийный взнос в размере 10 процентов от стартовой стоимости комбинации. В случае, если победитель своевременно не оплачивает за комбинацию, то победителем признается следующий за ним участник.

Өнөктөштөр