Телефоны доверия
+996 (312) 62 41 40
0800 800 55 10 *
Call Center
119
Опубликовано 07/12/2016

 

Практические достижение по снижению коррупции

 

План пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в Департаменте кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики, одобренного Советом обороны Кыргызской Республики 26 сентября 2014 года.

 

Коррупционная схема № 1: Незаконная регистрация прав на земельные участки, безвозмездно предоставленные органами МСУ в собственность граждан и действия Департамента кадастра при оформлении прав (подпункт 3 пункта 3 Плана мероприятий).

 

         Описание

        

До 2014 года присвоение адресов осуществлялось органами местного самоуправления. Однако, не было нормативной правовой базы по ведению адресов и единой методики присвоения адресов. По всей республике целые поселения не имели номеров домов и названия улиц. Указанные недостатки приводят к тому, что:

- в документах, идентифицирующих личность, правоустанавливающих документах указывались различные номера домов и различные написания улиц,

- нет единой базы по ведению адресов и адресной информации.

- прежняя система формирования адресных данных, их учет, хранение и предоставление заинтересованным органам, организациям и лицам велась хаотично и не была систематизирована,

- при этом не было единой информационной системы об адресах, до сих пор имеются неуточненные  и неузаконенные наименования айылных аймаков, населенных пунктов, улиц.

В связи с этим в Детализированном плане по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР были предложены следующие мероприятия:

- Разработка программного обеспечения «Адресный регистр» для сбора адресных данных.

- Принятие нормативного правового акта, устанавливающего мораторий на переименование улиц и населенных пунктов до 1 января 2018 года.

- Инвентаризация и сбор адресной информации по всей стране.

- Создание актуализированной базы данных адресов.

- Принятие нормативного правового акта, регулирующего порядок функционирования адресного регистра.

 

 Результат:

 

Службой были проделаны следующие виды работ:

- уточнены и присвоены названия улицам населенных пунктов. В этих целях была разработана Инструкция по заполнению анкеты по сбору реквизитов улиц на территории населенных пунктов, утвержденная постановлением Правительства КР от 30 июня 2014 года.Согласно данной инструкции осуществлялся систематизированный сбор наименований и реквизитов улиц. Территориальными органами Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество совместно с органами местного самоуправления (далее - МСУ) уточнялись улицы без названий, которые менялись, переименовывались и были приняты не в установленном порядке. По данным улицам велась оперативная работа. Всего было уточнено порядка 32 тыс. улиц.

- разработано программное обеспечение «Адресный регистр». В октябре 2014 года запущен в эксплуатацию портал Адресного регистра - www.darek.kg. Портал позволяет получить в режиме он-лайн актуальную  адресную информацию через Интернет.

- одновременно с этим, разработано Положение о порядке присвоения адресов и ведения Адресного регистра в КР,  утвержденное постановлением Правительства КР от 22 октября 2014 года № 610, определяющее единый порядок присвоения адресов объектам недвижимости.

- присвоены почтовые номера объектам недвижимости по всей республике, т.к. имелось большое количество объектов, не имеющих номеров. Согласно анализу, из порядка 1,4 млн. объектов недвижимости по республике жилого назначения около 500 тыс. не имеют номеров, во многих улицах номера присвоены не систематизировано, не по порядку, разными методами. В процентном соотношении около 35% жилых объектов недвижимого имущества не имели почтовых номеров.

Важно отметить, что Адресный регистр является ключевым звеном и компонентом в базовой модели архитектуры Единого государственного реестра населения Кыргызской Республики (далее – ЕГРН). На сегодня Адресный регистр интегрирован и используется во всех ключевых компонентах ЕГРН, таких как:

- система биометрической регистрации граждан (для учета адреса официального и фактического места жительства);

- база данных ЗАГС (для учета актов гражданского состояния);

- база данных адресного-справочного бюро (для учета постоянного и временного места жительства гражданина).

Во всех этих системах  Адресный регистр используется для учета адреса официального и фактического места жительства гражданина по единому формату.

 

 

Коррупционная схема № 1: Незаконная регистрация прав на земельные участки, безвозмездно предоставленные органами МСУ в собственность граждан и действия Департамента кадастра при оформлении прав

(пункт 4 Плана мероприятий).

 

Описание

 

При безвозмездном предоставлении земельных участков в новостройках г. Бишкек по спискам, согласно постановлений органов МСУ, не все получатели были проинформированы надлежащим образом о получении участков. Сотрудники Госрегистра (в сговоре с районным акимиатом, айыл окмоту, нотариусами (выписка доверенностей), иногда с Департаментом жилищного строительства мэрии) зная, что владельцы участков не объявляются, осуществляли регистрацию на других лиц на основе подложных документов (замена списков, отдельных фамилий в списке, прилагаемых к постановлению) по поддельной доверенности.

В связи с этим в Плане пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР были предложены следующие мероприятия:

Внести дополнения и изменения в постановление Правительства КР от 6 мая 2005 г. №177 следующие нормы:

  • обязательное объявление  предстоящего распределения земель под ИЖС на официальном сайте  МСУ, СМИ;
  • проведение общественных слушаний.

 

Результат:

 

Принято постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства КР» от 23 июля 2015 года № 523.

       Данным постановлением предусмотрено обязательное объявление  предстоящего распределения земель под ИЖС на официальном сайте уполномоченного органа и в средствах массовой информации с указанием даты и места проведения общественного слушания.

         Введение данной нормы позволит обеспечить прозрачность процедур распределения земель под ИЖС для общественности.

 

 

Коррупционная схема № 2: Незаконное оформление и

использование бесхозных (незарегистрированных земель)

(пункт 8 Плана мероприятий).

 

Описание

 

Обмен информацией о недвижимом имуществе позволит обеспечить оперативность и достоверность в вопросах недвижимого имущества.

В связи с этим в Плане пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР были предложены следующие мероприятия:

Подключить другие госорганы (в первую очередь – ГНИ) к Единому государственному регистру недвижимости и кадастра:

  • Разработать единые стандарты и требования;
  • Разработать систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

 

Результат:

 

Проделаны следующие работы:

- в целях создания общего информационного ресурса недвижимого имущества (систему межведомственного электронного взаимодействия), создан серверный центр в Центральном аппарате Департамента кадастра,

- для передачи обновленных данных с районных уровней на центральный к серверному центру  подключены все 49 территориальных подразделений по технологии VPN от провайдера Кыргыз Телеком, что позволяет содержать централизованную базу данных в актуальном состоянии.

Создание централизованной системы учета объектов недвижимого имущества обеспечивает эффективное и надежное взаимодействие по обмену информацией с государственными и др. предприятиями, доступ к центральной базе данных и просмотр данных через Интернет портал по взаимным соглашениям путем авторизации пользователей. Для удобства клиентов был реализован механизм оплаты услуг Единой информационной системы по недвижимости через платежный терминал KICB банка.

Подписаны Соглашения о порядке взаимодействия  между ГРС и ГНС, МВД, ГКНБ, Финразведкой о порядке предоставления данных из ЕИСН и  Меморандумы между Департаментом и Нацстаткомом, Нацбанком, Департаментом по лесоустройству, НИИП Градостроительства. Подключены к системе частные нотариусы.

С целью оперативного обновления информации по недвижимому имуществу Департамент предоставляет в ГНС данные на ежеквартальной основе.

Одновременно с этим:

- разработаны единые стандарты и требования.

- налажена система межведомственного электронного взаимодействия, а также разработано техническое задание для передачи и обновления данных в режиме он-лайн.

 

Коррупционная схема № 9: Незаконное оформление сделок купли-продажи одного и того же объекта недвижимости

(пункт 22).

 

Описание

 

Упрощение процесса доступа к Единой базе по недвижимости для пользователей, а также минимизация контакта с сотрудниками Департамента кадастра позволит уменьшить случаи с коррупционными составляющими.

В связи с этим в Плане пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР были предложены следующие мероприятия:

 

  1. Разработать техническое задание по предоставлению бесплатного программного обеспечения для уполномоченных государственных органов, в котором разработать единый подход для физических и юридических лиц для просмотра в режиме онлайн информацию о недвижимом имуществе с обязательным применением следующих запросов: фамилия, имя, отчество, адрес недвижимого имущества, код ИНН недвижимого имущества.
  2. Внести изменения в постановление Правительства КР от 25.11.2010 года № 301 в части отмены оплаты за авторизацию доступа к электронной базе данных по недвижимости для физических лиц.

 

Результат:

 

В целях упрощения процедуры доступа к электронной базе данных по недвижимости для граждан, разработано программное обеспечение, в котором реализован единый подход для физических и юридических лиц для просмотра в режиме он-лайн информации о недвижимом имуществе, с обязательным применением следующих параметров: фамилия, имя, отчество, адрес недвижимого имущества, код ИНН недвижимого имущества. Единая информационная система по недвижимости обеспечивает повсеместный доступ к данным по недвижимости по всей республике с любой точки мира.

Одновременной с этим разработаны изменения в Цены на работы, выполняемые территориальными органами Департамента, в части исключения нормы оплаты за авторизацию в размере 2000 сомов. Данный проект изменений согласован в установленном порядке с Государственным агентством антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики. На сегодняшний день оплата за авторизацию пользователя в размере 2000 сом не взимается.

 

 

Коррупционная схема № 21: Отсутствие расчетов или намеренное занижение стоимости при расчете сельскохозяйственных потерь

(пункт 48 Плана мероприятий).

 

Описание

 

Основными причинами отсутствия прозрачной процедуры исчисления суммы возмещения потерь сельскохозяйственного производства при переводе (трансформации) сельскохозяйственных угодий являются:

- устаревшие данные по инвентаризации земель (1992 г.);

- закрытость информации о земельных участках, необходимой для расчета сельхозпотерь;

- непрозрачный порядок изменения данных по баллам бонитета почв;

- отсутствие контроля и мер ответственности за нарушение сотрудниками Госрегистра законодательства КР по правильному расчету возмещения сельскохозяйственных потерь и обеспечению своевременной уплаты указанной стоимости.

В связи с этим в Плане пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР были предложены следующие мероприятия:

 

1. разработать проект ППКР КР по проведению расчетов сельскохозяйственных потерь, основанных на ставках земельного налога;

2. внести изменения во внутреннюю инструкцию Департамента кадастра о взимании стоимости до регистрации прав собственности;

3. разместить на сайте Департамента кадастра электронный калькулятор по расчету компенсационных сумм сельскохозяйственных потерь.

 

Результат:

 

В целях усовершенствования порядка проведения расчетов сельскохозяйственных потерь принято постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении нормативов стоимости возмещения потерь сельскохозяйственного производства и использовании средств, поступающих в порядке их возмещения» от 5 января 2016 года № 1.

Электронный калькулятор суммы возмещения потерь сельскохозяйственного производства при переводе сельскохозяйственных угодий размещена на сайте Департамента кадастра (www.gosreg.kg).

Данная мера обеспечит прозрачность проводимых расчетов сельскохозяйственных потерь.

Электронный калькулятор по расчету компенсационных сумм сельскохозяйственных потерь позволит  каждому физическому и юридическому лицу самостоятельно производить расчеты потерь сельскохозяйственного производства и упущенную выгоду.

 

Актуализированный детализированный план мероприятий по демонтажу системной коррупции в Департаменте кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики, одобренного Советом обороны Кыргызской Республики 15 июля 2016 года.

 

Коррупционная схема № 1: Незаконная регистрация прав на земельные участки, безвозмездно предоставленные органами МСУ в собственность граждан и действия Департамента кадастра при оформлении прав

(подпункты 16, 17, 18 пункта 7 Плана мероприятий).

 

Описание

 

В приоритетном порядке необходимо обеспечить создание и ведение электронной кадастровой базы данных (геоинформационной системы) единиц недвижимости и обеспечить открытый (регламентированный) доступ к базе данных. С каждым годом повышается потребность в актуальных пространственных данных в различных сферах государственного управления как разработка сети коммуникаций, учет граждан, уточнение списков избирателей, мероприятия по охране окружающей среды и предотвращению чрезвычайных ситуаций, планирование территориального развития регионов, сельском хозяйстве, картографической поддержке инфраструктурных проектов.

Совершенствование Адресного регистра посредством ГИС компонента также позволит сформировать территориальные и участковые избирательные комиссии   и осуществить подготовку к выборам на более высоком техническому ровне.

В связи с этим в Актуализированном детализированном плане по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР были предложены следующие мероприятия:

1. Разработать ППКР «О создании геоинформационной системы по недвижимости» посредством использования ресурсов ГРС, Кыргызгипрозема и Госкартографии, утвердить НПА, регулирующий порядок функционирования геоинформационной системы недвижимости.

2. Обучить сотрудников всех местных регистрационных органов работе с геоинформационной системой по недвижимости.

3. Внедрить в эксплуатацию геоинформационную систему по недвижимости во всех МРО.

 

Результат:

 

Следующим этапом развития Адресного регистра явилось создание Геоинформационной системы Адресного регистра (далее – ГИСАР), который предназначен для сбора, хранения, ведения, визуализации  и предоставления данных как графических на электронных картах, так и атрибутивных.

Департаментом проведены следующие работы:

1. Создание цифровых карт на базе кадастровых карт в 49 МРО, в том числе:

- сканирование, гео-привязка,  векторизация мелкомасштабных карт (1:100000 и 1:50000) и ввод атрибутивных данных;

- компоновка цифровых кадастровых карт для улично-дорожной сети и объектов недвижимости (объединение планшетов в разрезе района, айылных аймаков, сел, редактирование и ввод графических данных и др.);

- гео-привязка цифровых кадастровых карт для улично-дорожной сети и объектов недвижимости  (привязка на местности контрольных  точек, камеральная обработка);

- создание цифровой графической базы данных для Адресного регистра  - геобаза данных (создание целостной базы).

2. Создание Геопортала – что позволяет просмотр местоположения объекта на карте ГИСАР, текстовых адресных данных (поиск, просмотр, распечатка);

- разработка модуля  по назначению границ ТИК и УИКов, прописанных/проживающих граждан.

Все работы по созданию и ведению электронной карты Адресного регистра проводятся в цифровом виде с использованием картографической кадастровой основы, на базе современных ГИС-технологий.

         ГИСАР создает условия, обеспечивающие доступ к пространственным данным и их эффективное использование всеми государственными органами и частным сектором.

         Кроме этого, с целью внедрения ГИСАР в местных регистарционных органах было проведено:

- обучение картографов МРО по работе с ГИСАР;

- обучение специалистов по технической поддержке ГИСАР.

С целью внедрения ГИСАР в местных регистрационных органах,  был разработан модуль ГИСАР «Рабочее место картографа». Специалисты по картографии местных регистрационных органов авторизованы для работы в ГИСАР.

          Геоинформационная система (ГИСАР) внедрена во всех местных регистрационных органах в производственную эксплуатацию в октябре    2016 года.

 

Коррупционная схема № 9: Незаконное оформление сделок

купли-продажи одного и того же объекта недвижимости

(подпункт 47 пункта 20 Плана мероприятий)

 

Описание

 

Для искоренения коррупционных рисков при срочной регистрации сделок, когда для ускорения процесса регистрации сотрудникам местных регистрационных органов оплачиваются дополнительные денежные вознаграждения помимо установленных тарифов.

В связи с этим в Актуализированном детализированном плане по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР было предложено следующее мероприятие:

- установить расценки всех сделок в кратчайшие сроки (в течение трех рабочих часов) без градации на срочные-несрочные, с целью устранения коррупционных рисков, связанных с предоставлением услуг по срочной регистрации сделок за вознаграждение.

 

Результат:

 

В целях устранения коррупционных рисков, связанных с предоставлением услуг по срочной регистрации, Департаментом разработаны новые Цены на работы, выполняемые структурными подразделениями Департамента. Согласно проекту Цен на работы, все сделки будут регистрироваться в кратчайшие сроки (в течение 3 рабочих часов), без градации на срочные и несрочные, тогда как ранее регистрация всех сделок в срочном порядке осуществлялась в течение 1 рабочего дня, а в несрочном порядке – в течение 2 рабочих дней.

Данные Цены на работы, согласованы приказом Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве КР              от 29 сентября 2016 года № 71 и утверждены приказом Службы от 4 октября 2016 года № 94.

 

Коррупционная схема № 10: Незаконное оформление

прав собственности на ведомственную недвижимость путем

подлога документов

(подпункты 49, 50 пункта 21 Плана мероприятий)

 

Описание

 

Отсутствие электронных копий архивных документов позволяет осуществлять подлог документов: не все правоустанавливающие документы в архиве были отсканированы (только после 2010 г.).

Одновременно с этим изъятые оригиналы архивных дел не всегда возвращаются правоохранительными органами.

В связи с этим в Актуализированном детализированном плане по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР были предложены следующее мероприятие:

- Произвести сканирование архивных документов, хранящихся во всех местных регистрационных органах Департамента кадастра (с момента образования единицы недвижимости до 1 января 2011 г.).

- В целях контроля составить график проверок и провести мониторинг по качеству и количеству отсканированных материалов архивных документов с 1 января 2011 г. по октябрь 2014 г.

Срок реализации 30 сентября 2017 года.

 

Результат:

      

В целях обеспечения сохранности архивных документов, приказом Департамента от 29 декабря 2014 года № 155 утвержден график массового сканирования документов, хранящихся в местных регистрационных органах.

Службой 24 августа 2016 года утвержден Календарный план проведения мониторинга качества предоставления услуг оказываемых подведомственными подразделениями Службы.

          Кроме того Департаментом в целях проверки качества оказываемых услуг, осуществляется мониторинг деятельности МРО.

          В апреле месяце 2016 года был проведен мониторинг деятельности Ошского, Узгенского, Ноокатского, Кара-Суйского, Балыкчинского, Иссык-Кульского, Каракол-Аксуйского, Жумгальского, Ат-Башинского, Ак-Талинского МРО.

          С 22 по 30 августа 2016 года рабочие группы осуществили мониторинг деятельности Жалал-Абадского, Сузакского,  Базар-Коргонского, Ноокатского, Таласского городского, Таласского районного, Манасского, Бакай-Атинского, Кара-Бууринского  МРО. 

С 20 сентября по 10 октября 2016 года был проведен мониторинг деятельности Баткенского, Сулюкта-Ляйлякского, Кадамжайского, Кызыл-Кийского, Араванского, Алайского, Кара-Кульджинского, Таш-Кумырского, Аксыйского, Ала-Букинского, Кара-Кульского, Токтогульского местных регистрационных органов.

          По итогам мониторинга наличия отсканированных архивных документов по единицам недвижимого имущества на декабрь 2014 года представлена следующая информация:

          Всего ЕНИ по республике – 3 110 098;

          Отсканировано ЕНИ – 713 497;

          Остаток ЕНИ – 2 396 601.

 

          На 1 января 2016 года:

          Отсканировано ЕНИ – 1 003 497;

          Остаток ЕНИ - 2 106 601.

      

          На 1 сентября 2016 года:

          Отсканировано ЕНИ – 1 044 564;

Остаток ЕНИ – 2 065 534.

 

На 1 ноября 2016 года:

          Отсканировано ЕНИ – 1 064 580;

          Остаток ЕНИ – 2 0455 454.

 

          Кроме этого оборудование, приобретенное для выборных целей и проведения референдума, назначенной 11 декабря 2016 года, будет распределено местным регистрационным органам для проведения массового сканирования согласно утвержденного графика.

 

 

Коррупционная схема № 15-20:

Незаконное оформление сделок купли-продажи сельскохозяйственных земель до ее трансформации

(подпункт 66 пункта 31 Плана мероприятий)

 

Описание

 

Массовое раздробление сельскохозяйственных угодий и оформление договоров купли-продажи сельскохозяйственных земель под строительство объектов до проведения трансформации в установленном порядке ведет к нецелевому использованию земель сельскохозяйственного назначения. При этом в таких договорах отсутствует информация о запрете строительства зданий, сооружений, жилых домов до принятия Правительством решения о трансформации земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в другие.

В связи с этим в Актуализированном детализированном плане по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР было предложено следующее мероприятие:

- Внесение изменений в ст. 16 Закона КР «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения» («Собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения имеет право продать земельный участок или его часть, выделив ее в самостоятельный участок»), в части запрета на дробление земельных долей.

 

Результат:

В целях предотвращения строительства на особо ценных сельскохозяйственных угодьях, находящихся в частной собственности, принят Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Земельный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения») от 30 июля 2016 года № 156, в части запрета дробления земельной доли сельскохозяйственного назначения.          Одновременно с этим всем местным регистрационным органам направлено инструктивное письмо о необходимости дополнить содержание договора купли-продажи земельных участков (земельных долей) сельскохозяйственного назначения предложениями следующего содержания:        «Сторонам сделки разъяснено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения в силу нормы статьи 74 Земельного кодекса Кыргызской Республики не допускается строительство зданий, сооружений и жилых домов, до принятия в установленном порядке решения уполномоченного органа о трансформации данного земельного участка из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «Земли населенных пунктов.                                                                               Стороны несут предусмотренную законодательством ответственность, в том числе уголовную, в случае самовольного строительства на земельном участке сельскохозяйственного назначения.                                            Покупателю разъяснено, что в случае, если градостроительной документацией будет запланировано строительство объектов соцкультбыта, прохождение дорог, улиц, тротуаров на данном земельном участке, то он может быть изъят для государственных и общественных нужд в порядке, предусмотренном статьей 68 Земельного кодекса Кыргызской Республики».

 

Коррупционная схема № 28: Незаконная выдача техпаспорта на отдельные части цокольного этажа

Зона 7. Коррупционная схема № 29: Незаконное приостановление или отказ в регистрации права на недвижимое имущество

(подпункт 72 пункта 35, подпункт 74 пункта 37, подпункты 76-79 пункта 39 Плана мероприятий)

 

Описание

 

Основания приостановления регистрации прав в случаях выявления противоречий в предоставленных для регистрации документах и при необходимости предоставления дополнительных, регламентированы п.17 Правил, и отказа в регистрации права четко регламентированы ст.22 Закона КР «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок  с ним». Под различными незаконными предлогами клиентам приостанавливают или отказывают в регистрации прав на недвижимое имущество, создавая тем самым условия для возникновения коррупционных рисков.

Согласно п. 17 Правил, в случае выявления противоречий в представленных заявителем документах и при необходимости предоставления дополнительных, регистратор вправе приостановить регистрацию на срок до 30 дней и уведомляет заявителя на бланке установленной формы за подписью руководителя местного регистрационного органа о необходимости предоставления недостающих документов, либо документов, подтверждающих устранение противоречий, в течение 30 дней со дня уведомления заявителя. Если заявитель в течение 30 дней со дня уведомления не предоставит необходимые документы, то производится предварительная регистрация или отказ. 

Однако специалисты Госрегистра не указывают перечень документов, необходимых для устранения противоречий и не подписывают у начальника управления.

Сотрудники местного органа Госрегистра отказывают в оформлении правоудостверяющих документов и технической паспортизации с формулировкой «в связи с неявкой заявителя», хотя заявитель не должен являться в управление для выезда на место. В заявлениях не берутся контактные данные заявителя, чтобы с ними связываться для выезда на место.

Необоснованные приостановления и отказы делаются умышленно, зная, что руководством не будут предприняты меры административного наказания за эти нарушения. В бездействии руководства местных органов Госрегистра усматривается желание сохранения индивидуального порядка разрешения с учетом значимости клиента.

В связи с этим в Актуализированном детализированном плане по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР были предложены следующие мероприятия:

- Организовать комиссию с включением представителей гражданского общества для разработки системы оценки коррупционных рисков на основе анализа реестра статистики с определением диапазонов коэффициентов процентного соотношения допущенных нарушений от количества поданных и зарегистрированных заявлений по видам операций (отказы, приостановления, жалоб и заявлений граждан и др.).

- Отчет со статистикой отказов предоставлять на сайте ГРС, в информационные агентства, а также на систематической основе – Рабочей группе Совета обороны.

- Обязать Департамент кадастра ежемесячно проводить анализ отказов и приостановлений по разработанной вышеуказанной комиссией методике определения коэффициента на основе анализа реестра статистики допущенных нарушений от количества поданных и зарегистрированных заявлений по видам операций (отказы, приостановления, жалоб и заявлений граждан и др.) и предоставлять в центральный аппарат ГРС и Рабочей группе Совета обороны для последующего мониторинга.

- Обязать центральный аппарат ГРС проводить выборочные систематические (ежеквартальные) проверки местных регистрационных органов на предмет соответствия представленных данных фактическому состоянию дел по отказам и приостановлениям с предоставлением информации Рабочей группы Совета обороны.

- Ужесточить административные и введение экономических санкций в отношении ответственных лиц и руководителей местных регистрационных органов за нарушение порядка регистрации (отказы, приостановления, нарушения сроков) и отсутствие контроля над соблюдением установленного порядка регистрации.

- Разработать процедуры комиссионного решения вопроса законности проведенной регистрации и лишении сертификата. При выявлении фактов нарушения регистраторами требований по регистрации прав собственности производить лишение сертификатов на соответствующие должности за ненадлежащую работу, при этом исключить практику повторной выдачи сертификатов регистраторам, допустившим подобные нарушения. Предусмотреть, что лишение сертификатов влечет за собой обязательное увольнение регистраторов.

 

Результат:

 

В целях предотвращения неправомерных отказов и приостановлений приема документов на регистрацию и оформление прав на недвижимое имущество, приказом Департамента от 13 июля 2016 года № 73 образована комиссия с включением представителей гражданского общества для разработки системы оценки коррупционных рисков, на основе анализа реестра статистики, с определением диапазонов процентного соотношения допущенных нарушений от количества поданных и зарегистрированных заявлений по видам операций (отказы, приостановления, жалобы и заявления физических и юридических лиц).

          Приказом Департамента от 5 августа 2016 года № 87 утверждена Методика оценки коррупционных рисков при осуществлении отказов и приостановлений в предоставлении государственных услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество.

Рабочей группой, созданной приказом Департамента от 5 августа 2016 года № 87 осуществляется анализ отказов и приостановлений. Заключения по итогам анализа направляются в центральный аппарат ГРС и Рабочей группе Совета обороны для последующего мониторинга. Статистическая информация опубликовывается на Сайте ГРС (Деятельность/  Мониторинг и контроль/ Статистическая информация по отказам и приостановлениям).

         Одновременно с этим  ГРС проводится выборочная проверка по отказам и приостановлениям в предоставлении государственных услуг местными регистрационными органами (с 26 по 29 сентября 2016 года проведена выборочная проверка Аламудунского и Сокулукского местных регистрационных органов).

         Кроме этого приказом Департамента от 30 августа 2016 года № 99 внесены изменения в приказ Департамента «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников районных, городских управлений (отделов) Департамента» от 10 декабря 2013 года № 135. Данные изменения предусматривают при определении коэффициента трудового участия, не применять коэффициенты качества в отношении лиц допустивших нарушения. Также приказом установлено, что в отношении лиц допустивших нарушения премиальные и другие виды  финансового поощрения не применяются.

Приказом Департамента от 28 мая 2015 года № 45 утверждено новое Положение о сертификации специалистов, согласно которому при выявлении фактов нарушения регистраторами требований по регистрации права собственности, будет производиться лишение сертификатов на соответствующие должности за ненадлежащую работу. При этом исключена повторная выдача сертификатов регистраторам, допустившим нарушения.

          Приказом Департамента от 29 июля 2016 года № 86 внесены изменения и дополнения в вышеуказанное Положение, согласно которому отзыв сертификата осуществляется приказом Департамента на основании заключений/предложений комиссии.

          При этом отзыв именного сертификата влечет и отзыв сертификата, дающего право на регистрацию договоров отчуждения, не требующих обязательного нотариального удостоверения.

 

 

Коррупционная схема № 28: Незаконная выдача техпаспорта на отдельные части цокольного этажа

Зона 7. Коррупционная схема № 29: Незаконное приостановление или отказ в регистрации права на недвижимое имущество

(подпункт 80 пункта 40 Плана мероприятий)

 

Неинформированность граждан о порядке действий в случае получения отказа в регистрации прав, в том числе из-за отсутствия информационных стендов в залах приема документов и актуальных ссылок на сайте ГРС порождает коррупционный риск.

В связи с этим в Актуализированном детализированном плане по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР были предложены следующие мероприятия:

Разработать и разместить информацию на государственном и официальном языках на информационных стендах в зале приема и на сайте ГРС с указанием:

- перечня документов, необходимых в случае наложения ареста;

- необходимости обращения в определенное окно по поводу ареста и наложению ограничений на недвижимое имущество;

- необходимости получения письменного уведомления об отказе в приеме документов.

 

Результат:

 

В целях повышения открытости и обеспечения информационной прозрачности деятельности, в залах приема и выдачи документов во всех местных регистрационных органах вывешены информационные стенды о порядке наложения ареста, необходимости получения письменного уведомления об отказе в приеме документов на кыргызском и русском языках, в соответствии с едиными стандартами, разработанными Департаментом (исх. письмо Департамента от 31.10.2016 г. № 01-11/3023).

Кроме этого на сайте ГРС размещены образцы разработанных информационных стендов на кыргызском и русском языках.

 

 

Коррупционная схема № 30: Необеспечение возврата

(присвоение) денежных средств за оплаченные услуги в случае отказа в совершении регистрационных действий

(подпункт 83 пункта 43 Плана мероприятий).

 

 

Описание

 

            Структурными подразделениями не обеспечивается в большинстве случаев возврат денег за оплаченные услуги заявителю при отказе в совершении регистрационных денег. Тем самым указанные средства незаконно остаются  в ведении Госрегистра.

Пример: По данным ЕАСР, по Аламединскому Госрегистру отказано по 1197 заявлениям. По отказам возвращены деньги только по 163 заявлениям из 1197 отказов.

В связи с этим в Актуализированном детализированном плане по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР было предложено следующее мероприятие:

- Разработать механизм обеспечения возвратности денег в случае отказа в регистрации, независимо от того, предъявил ли заявитель требование о возврате (т.е. местный регистрационный орган Департамента кадастра обязан вместе с отказом возвращать денежные средства). Для этого не взимать оплату за работу, пока полный пакет документов не будет сформирован для регистрации прав на недвижимое имущество.

 

Результат:

 

В результате реализации данной меры заявители будут оплачивать услуги по регистрации прав на недвижимое имущество только после формирования полного пакет документов, что снизит случаи невозврата денежных средств заявителям при отказах от регистрации прав на недвижимое имущество.

В связи с чем приказом Департамента от 27 февраля 2015 года № 12 утвержден Порядок возврата денежных средств потребителям услуг при отказе в предоставлении услуг местными регистрационными органами.

            Приказом Департамента от 27 июля 2016 года № 85 внесено дополнение в вышеуказанный приказ Департамента, согласно которому, в случае поступления неполного пакета документов  для предоставления услуг, оплата не будет взиматься, пока не сформируется полный пакет документов.

 

Коррупционная схема № 34: Выдача данных о недвижимости

Коррупционная схема № 35: Незаконная выдача справок об отсутствии недвижимого имущества на территории КР для целей безвозмездного получения земельного участка

(подпункт 93 пункта 49 Плана мероприятий)

 

Описание

 

Информация о зарегистрированных правах и обременениях на единицу недвижимости в виде справок, в обязательном порядке предоставляется в нотариальную контору или в банковские учреждения при оформлении залога имущества, ипотеки, при оформлении сделок, наследовании, и т.д. Банки требуют справки, изготовленные в последние 2-3 дня. В случае возникновения у заявителя необходимости получения справки в срочном порядке (срочный отъезд, срочность получения кредита, особенно сельхоз кредитов, где получение средств ограниченно в сроках и денежном выражении). В сельской местности, при отдаленности населенных пунктов от здания МРО (от 50 до 100 км), нет возможности и средств приезжать для получения информации несколько раз). Сроки оказания срочных услуг по выдаче информации в течение кратчайшего периода времени (1 час) не предусмотрены в прейскуранте цен. Справки можно сделать только в течение рабочего дня (т.е. заявитель пришел сегодня до обеда, справка будет готова завтра в это же время), двух рабочих дней и т.д. Клиент вынужден оплатить неофициально от 500 до 1000 сом для получения справки в течение нескольких часов. Оплата идет самому исполнителю-регистратору и руководителю, который ставит штамп на справку.

Пример 1. Заявителю, пришедшему в 11.00 срочно нужна справка. Регистратор, даже оперативно заполнив справку, не может занести на подпись руководителю до истечении срока, из-за того, что имеются ограничения, т.е. справка может быть готова только завтра в 11.00. Иначе руководитель потребует вознаграждение «за срочность».

В связи с этим в Актуализированном детализированном плане по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР было предложено следующее мероприятие:

- Обязать сотрудников Департамента кадастра предоставлять справки о наличии/отсутствии недвижимого имущества на территории КР в течение 10 минут с момента поступления заявки, с целью устранения коррупционных рисков, связанных с предоставлением услуг по срочной выдаче справок за вознаграждение.

 

Результат:

 

В целях устранения коррупционных рисков, связанных с предоставлением регистраторами Департамента кадастра услуг по срочной выдаче справок за вознаграждение, приказом Департамента от 18 июля     2016 года № 77 поручено всем местным регистрационным органам предоставлять справки и выписку из Единой информационной системы по недвижимости в течение 10 минут.

На сегодняшний день данные о единице недвижимого имущества предоставляются местными регистрационными органами в течение 10 минут, независимо от места нахождения недвижимого имущества

Данное мероприятие позволило гражданам:

- сократить финансовые и временные затраты на получение справочной информации,

- обеспечить доступ к единой базе данных по недвижимости в каждом районе,

- получить в кратчайшие сроки справочную информацию.

 

 

Коррупционная схема № 36: Отсутствие принятия мер в отношении сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности

(подпункт 99 пункта 52 Плана мероприятий)

 

Описание

 

Отсутствует должной квалификации и несоответствие квалификационным профессиональным требованиям.

Заинтересованность руководителей местных регистрационных органов в назначении «своих» кандидатов на должности сотрудников Госрегистра с целью реализации конкретных коррупционных схем.

В связи с этим в Актуализированном детализированном плане по демонтажу системной коррупции ДКРПНИ при ГРС при ПКР было предложено следующее мероприятие:

Разработать критерии конкурсного отбора (в том числе, с учетом квалификационных требований) всех сотрудников Департамента кадастра и проводить ее с включением в состав комиссии представителей СМИ и гражданского общества.

 

Результат:

 

         В целях определения статуса сотрудников, не являющихся госслужащими, но осуществляющих государственные функции и оказывающих государственные услуги, приказом Департамента от 3 апреля 2015 года № 23 утверждены:

          - должностные инструкции сотрудников МРО;

          - перечень должностей МРО, подлежащих прохождению конкурса.

         Приказом Департамента от 25 июня 2015 года № 58 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей сотрудников местных регистрационных органов, не являющихся  госслужащими, но осуществляющих государственные функции  и оказывающих государственные услуги, с включением представителей гражданского общества и СМИ.

Партнеры