Телефоны доверия
+996 (312) 62 41 40
0800 800 55 10 *
Call Center
119
Опубликовано 10/02/2016

На протяжении всей истории человеческого общества коррупция сопровождает государственное управление и становится его системным элементом. Развитая форма коррупции оказывает огромное влияние на культуру безнаказанности и вызывает негативное восприятие у национальной и международной общественности о коррупции в стране, что приводит к полному и невозвратному подрыву общественного доверия.

Отсутствие доверия к Правительству и судебной системе страны может также привести к политической, а также экономической нестабильности или, по крайней мере, к оттоку национальных и иностранных инвестиций и расширению зон деятельности теневой экономики. Исследования экспертов Всемирного банка говорят о том, что коррупция приводит к сокращению как внутренних, так и иностранных инвестиций. Рассматривая коррупцию как своего рода дополнительный налог на бизнес, они утверждают, что каждое увеличение ставки этого налога на 1% сокращает приток прямых инвестиций в экономику страны на 5%.

Для экономик развивающихся стран коррупция стала одним из главных врагов, взятки становятся национальной особенностью и этот враг претендует на непобедимость.

Коррупция наряду с другими показателями является имиджевой составляющей уровня развития той или иной страны, влияющая на его репутацию. Так как показателем коррупции в системе государственного управления является развитие и укрепление теневой экономики. Денежные средства, обращающиеся в таком секторе экономики, именуют теневыми, неучтенными, криминальными или преступными и высокий уровень коррупции может привести к негативному восприятию страны в целом как отмывателя нелегальных  денег.

Коррупционные риски также приводят к макроэкономическим искажениям, неэффективному распределению капитала и ресурсов, уязвимости национальной финансовой системы и в результате негативно повлиять на рейтинг и целостность национальных секторов экономики.

Согласно рейтингу, в 2015 году по индексу восприятия коррупции Кыргызстан занял 123-е место. В 2014 и 2013 годах Кыргызстан занимал 136 место и 150 место соответственно, что говорит о некоторых улучшениях в борьбе с коррупцией в стране. Но вместе с этим эти цифры говорят еще о том, что в Кыргызстане все еще существует среда и условия, способствующие развитию коррупции.

Как показывают, результаты исследований, укрепление культуры единства (целостности), прозрачности и подотчетности позволит усилить борьбу со всеми формами коррупции.

 

Председателем Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики Сарпашевым Т.Д. выявлена взаимосвязь ИКТ и коррупции на основе результатов анализа, проведенного специалистами ГРС.

Эффективное управление требует прозрачности, предсказуемости и верховенства закона. При этом, как показывают последние тенденции эффективность управления в целом также заключается в ее креативности и умении применять инновационные технологии.

“Существенным препятствием на пути развития страны является системная коррупция, обусловленная коррупционным построением системы функций и полномочий государственных органов и их должностных лиц. Основные причины системной коррупции экспертное сообщество видит в многофункциональности государственных органов, которая предусматривает концентрацию в одном органе функций по разработке политики, ее реализации и контролю принятых решений.” (А. Атамбаев, Президент Кыргызской Республики, заседание Совета по обороне КР, 12.11.2013 г.)

В связи с важностью и необходимостью поддержки процесса управления и контроля реализации антикоррупционных программ, экспертами постоянно ведутся исследования и разрабатываются новые инструменты. К таким инструментам относятся и использование информационно-коммуникационных технологий на стратегическом и операционном уровнях государственного управления.

Например, для измерения эффективности управленческой деятельности государственных служащих, находящихся на ответственных должностях, требуется система оперативного учёта с единой ежедневно-обновляемой централизованной базой данных. Такую задачу решает только автоматизация государственной деятельности и объединение её в единую информационную систему, в которой каждый государственный служащий вносит данные о своих действиях в режиме реального времени. Такая система соответствует понятию – «электронное правительство», т.е. применение ИКТ в государственном секторе.

Решение данной задачи является основной целью создания  Единого государственного реестра населения. Ведь именно ЕГРН направлена на создание системы единого автоматизированного учета персональных данных населения КР, которая сможет улучшить качество государственного управления и предоставления населению государственных услуг. Так как  автоматизация всех регистрационных процедур дает возможность отследить каждый шаг сотрудника. Данная мера обеспечит прозрачность процесса и  сократит риски теневых коррупционных схем.

По последним результатам[1] исследований Всемирного банка ущерб от коррупции обходится каждому государству в среднем 5 % от общего объема его ВВП и, на примере Кыргызстана, эта цифра составляет порядка 15,2 млрд. сом в год. Самыми коррумпированными сферами являются обеспечение правопорядка, государственное управление, социальное обеспечение, здравоохранение и образование, что составляет порядка 84% от всего объема ущерба от коррупции в год и в денежном выражении равно порядка 12,7 млрд. сом (или 264 млн. долл. США)  в год.

По итогам проведенной экспертами ПРООН финансовой экспертизы государственных информационных систем, на проекты в сфере ИКТ в государственном секторе было потрачено 2,382 млрд. сом (49 млн. долл. США), 85,15%  от общих затрат на информационные системы/базы данных затрачены на разработку, внедрение информационных систем/баз данных, привлечение международных консультантов и подготовку проектной документации.

Результаты другого исследования и эмпирического анализа[2] экспертов показали, что применение ИКТ (или внедрение электронного правительства) приводит к снижению коррупции. В частности, аналитические модели показывают, что повышение индекса развития э-правительства на 1%  приводит к понижение индекса восприятия коррупции на 1.17%. Обратно пропорциональная зависимость данных индексов представлена на следующем рисунке:

Основываясь на результатах вышеуказанных исследований, предположим, что при израсходованных средствах на построение э-правительства КР ресурсов в объеме 49 млн. долл. США, ущерб от коррупции составляет порядка 109 млн.  долл. США и данное уравнение будет выглядеть следующим образом:

Исходная точка: 49 млн. долл. США = 264 млн. долл. США

Принимая во внимание текущий индекс восприятия коррупции Кыргызстана, определим основную цель государственной программы по борьбе с коррупцией в следующем виде:

Сократить уровень коррупции в стране на 50%, что в денежном выражении составит 132 млн. долл. США и улучшить позиции Кыргызстана в индексе воспрития коррупции на уровне 50-60 мест к началу 2017 года, путем масштабного применения современных ИКТ.

Реализация мероприятий по достижению вышеуказанной цели потребует инвестиции в ИКТ в объеме 24,5 млн. долл. США и соответственно, экономическая эффективность (соотношение полезного результата к затраченным инвестициям) составит свыше 500%, т.е. при инвестировании 24,5 млн. долл. США, объем полезного результата составит 132 млн. долл. США.

Цель: 24,5 млн. долл. США = 132 млн. долл. США

Кроме того, рост коррупции сокращает доходную часть бюджета государства, так как, с одной стороны, как было показано, коррупция оказывает дестимулирующее воздействие на экономическую активность индивидов, а с другой стороны, высокая коррупция в фискальных органах способствует уменьшению собираемых налоговых платежей. Это простая мысль находит свое подтверждение и в целом ряде эмпирических исследований.

Как показывают другие исследования[3], сокращение индекса восприятия коррупции на 1 пункт приводит к увеличению ВВП на 0,13% и на 2,7% сокращает отношение налоговых поступлений в бюджет к ВВП (налоговая емкость), т.е. уменьшается налоговое бремя на субъекты экономической деятельности. Так как, что под налоговой емкостью (налоговое бремя, налоговый пресс) понимаются меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов. На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту.

На примере КР, сокращение индекса восприятия коррупции на 1 пункт может привести к увеличению ВВП приблизительно на 390 млн. сом.

Внедрение информационных технологий в государственном секторе - затратная и трудоемкая работа, а достижение желаемого эффекта по обеспечению устойчивого развития Кыргызстана требует очень серьезных усилий, изменения сложившихся неэффективных и коррупционных процессов управления, методов и культуры работы государственного аппарата и, самое главное, существенных объемов финансирования. Но, основываясь на вышеприведенных данных, можно отметить, что внедрение ИКТ также обусловлены “высокой финансовой отдачей”.

На сегодняшний день основная цель борьбы с коррупцией заключается в наказании виновных. В отличие от текущего подхода по борьбе с коррупцией, ИКТ инструменты направлены на предотвращение коррупционных схем, а не наказание. Другими словами, если в системе государственного управления есть лазейки  для коррупции, то их можно устранить путем внедрения ИКТ. Коррупционные нарушения обязательно упадут, а обеспечение наказаний может быть сосредоточено на других критичных областях, где оно может быть более эффективным.

Одним из ярких примеров использования ИКТ, на парламентских выборах депутатов в Жогорку Кенеш 2015 года были внедрены новые принципы подготовки и проведения выборов с использованием инновационных технологий. Новшество избирательной системы заключалось во внедрении системы Единого государственного реестра населения Кыргызской Республики (далее – ЕГРН), которая представляет собой единое информационное пространство с использованием персональных и биометрических данных на базе персонального идентификационного номера (ПИН). Использование системы ЕГРН на основе базы биометрических данных позволило достичь значительных результатов по минимизации человеческого фактора при подготовке и проведении выборов.

В целях дальнейшего развития системы ЕГРН и масштабного использования в сфере регистрации и документирования населения, как основной меры повышения качества предоставляемых государственных услуг, Службой разработана концепция системы ЕГРН -2.0, которая является вторым этапом развития системы ЕГРН.

Целевая модель функционирования ЕГРН – 2.0. представляет собой централизованную автоматизированную информационную систему сбора, накопления, актуализации и анализа сведений о физических лицах и электронном взаимодействии с другими государственными органами. Основной целью является улучшение качества данных, при одновременном усилении вопросов безопасности и запуска новых услуг, направленных на облегчение процессов получения государственных услуг гражданами Кыргызской Республики.

 

 

[1] WorldEconomic Forum, World Bank, 2013

[2] An empirical analysis of the relationship between e-government and corruption, Jamshed J.Mistry, Suffolk University, USA, October 2012

[3] The economic costs of corruption: A survey and new evidence, A. Dreher and T. Herzfeld, June 2005.

Партнеры