Телефоны доверия
+996 (312) 62 41 40
0800 800 55 10 *
Call Center
119
Опубликовано 06/02/2018
  • Просмотров: 2736

О создании на базе ГРС Государственной корпорации «Жаны доор» в вопросах и ответах

  1. Что из себя представляет ГРС сегодня?

Образованная в 2009 году Государственная регистрационная служба при Правительстве КР является уникальным государственным органом, сопровождающим гражданина в течение всей его жизни, регистрируя такие важные случаи как рождение, получение паспорта, вступление в брак, регистрация недвижимого и движимого имуществ. С того времени по сегодняшний день в структуре управления каких-либо существенных изменений не было. Если в 2010 году по всей системе ГРС насчитывалось не более 4 тыс. человек. Сегодня в ГРС находятся три департамента, одно агентство, два государственных предприятия и одно государственное учреждение общей численностью 9284 человека. Из них:

  • 757 человек являются государственными служащими;
  • 7330 человек работают по трудовому договору;
  • 1197 человек младший и технический обслуживающий персонал.

В соответствии с утвержденным Единым реестром (перечня) государственных услуг, ГРС оказывает населению 44 вида государственных услуг. Отдельно оказываются услуги  почтовой связи, финансовых переводов и приема платежей ГП “Кыргыз почтасы”.  В каждом районном центре, городах, крупных населенных пунктах страны находятся почтовые отделения, территориальные подразделения департаментов, архивного агентства, которые оказывают государственные услуги по недвижимым и движимым имуществам, паспортизации и выдачи документов актов гражданского состояния.  

  1. Что сделано с момента образования ГРС?

Первые годы в ГРС наиболее остро стояли проблемы нехватки и устарелости рабочей техники сотрудников. Материально-техническое обеспечение сотрудников заметно улучшилось при поддержке партнеров доноров. Сегодня ГРС является одним из передовых государственных органов по внедрению инновационных технологий в обслуживание населения. В настоящее время, благодаря усилиям и ресурсам ГРС поэтапно введены новые информационные ресурсы учета населения, недвижимого имущества, транспортных средств и актов гражданского состояния. За последние 3 года в систему ГРС было вложено более 30 млн долларов грантовых средств доноров. В результате были созданы: базовая модель Единого государственного реестра населения, где сквозным идентификатором является персональный идентификационный номер, биометрическая база граждан, современная и защищенная IT-инфраструктура, обеспечивающая работу территориальных подразделений в режиме реального времени, введена биометрическая еID-карта, в этом году планируется переход к новому биометрическому общегражданскому паспорту, открыт современный Центр обработки данных. Также ГРС собственными силами открыла по республике 17 Центров обслуживаний населения, 363 информационных киосков и разработала ряд автоматизированных информационных систем, которые в настоящее время используются сотрудниками для оказания различных видов государственных услуг. Созданы электронные базы Единой информационной системы недвижимости КР, регистра транспортных средств и водительского состава, введен онлайн аукцион по номерам с особенной комбинацией цифр. В результате таких нововведений увеличились поступления в доходную часть республиканского бюджета. Также оцифрованы все имеющиеся в архивах свыше 5 млн адресных листков граждан.  

  1. Какие задачи?

Впереди ряд амбициозных целей и задач, которые поставлены в рамках реализации программы цифровой трансформации «Таза Коом» и проекта «Жаны доорго – кырк кадам 2018-2023». Согласно поставленным задачам необходимо усовершенствовать регистрационную политику, устранить все имеющиеся коррупционные риски, модернизировать инфраструктуру территориальных подразделений, минимизировать бюрократию действующих услуг, развивать новые услуги, укреплять систему управления и коммуникации с населением. В результате к 2023 году ГРС должен обладать профессиональными кадрами, качественной актуализированной базой данных с четко налаженной системой со 100 процентным оказанием государственных услуг в электронном виде на основе ЕГРН и по принципу единого окна. Обслуживающий персонал должен быть компетентным. Гражданин должен быть уверенным в том, что его документы от самого рождения до смерти качественно сопровождаются регистрационной службой. Однако на сегодняшний день реалии таковы, что для выполнения вышесказанных задач на деле требуется проведение кардинальных реформ в системе государственной регистрационной службы. Наиболее остро стоит вопрос привлечения профессиональных кадров в ГРС. За последние 3 года значительно расширились и функции и задачи ГРС. Если в первые годы создания ГРС по системе оказывалось за год до 1 миллиона услуг населению, то данный показатель с 2015 года стабильно превышает 2 млн. граждан. Существенно увеличился и географический охват предоставления государственных услуг на республиканском уровне. По сравнению с 2010 годом в 4 раза увеличилось материально-техническая база ГРС и расширилось хозяйство. И все эти достижения ГРС на сегодняшний день являются результатами того уровня, в рамках которого возможно максимально развиваться в существующем положении. Действующая организационно-правовая форма ГРС, которая является учреждением, не отвечает сегодняшним вызовам и оперативному решению проблем. Поэтому для дальнейшего внедрения поставленных амбициозных задач требуется новый формат, который позволяет быть быстрым, гибким и мобильным в условиях быстроразвивающихся информационных технологий. С ростом деловой активности растет и спрос на быстрое, качественное и на мобильное получение государственных услуг,  в том числе и по цифровой трансформации.

 

  1. Что сегодня не так?

Действующая организационно-правовая форма имеет ряд серьёзных недостатков, например, неэффективность системы управления человеческими ресурсами, организационные и финансовые сложности реализации проектов развития, наличие определенных коррупционных схем риска, связанных с человеческим фактором.

Кроме того, существующая система управления и нормативная база, регулирующая сферу оказания государственных услуг, не позволяет внедрения принципа единого окна по многим государственным услугам в регистрационной системе и разделения функций на фронт и бэк офисы, в связи с тем, что в нормативно-правовых актах прописаны нормы о том, что при оказании государственных услуг, прием документов и принятие решений должны осуществлять только государственные служащие.

Нормы законодательства о государственной службе, установленная предельная штатная численность, не позволяют в оперативном порядке увольнять сотрудников, допустивших многократные нарушения, а также набирать необходимое количество сотрудников для обеспечения предоставления качественных государственных услуг. Также существующая система оплаты и ее низкие размеры не позволяют говорить о качественном предоставлении услуг, что  также является основным коррупционным риском. Зависимость от республиканского бюджета не в полной мере обеспечивает оперативность внедрения новых принципов, международных стандартов обслуживания населения.

Для решения обозначенных проблем и в целях достижения поставленных задач, Жогорку Кенешем и Правительством КР предлагается реформировать регистрационную систему - путем создания Государственной корпорации «Жаны Доор» на базе ГРС, которой на законодательном уровне будут делегированы регистрационные услуги.

 

  1. Почему государственная корпорация?

Организационно-правовая форма “корпорация” является наиболее оптимальным вариантом для быстрого решения имеющихся проблем и достижения поставленных амбициозных задач.  Деятельность корпорации будет направлена на обслуживание населения на совершенно новом уровне, пересмотра существующих  методов оказываемых услуг, на разработку и внедрение инновационных решений, нацеленных на удовлетворение потребностей человека и создания комфортных условий получения услуг. Также, Корпорация будет призвана обеспечивать содействие в реализации программы цифровой трансформации “Таза коом” в области разработки, внедрения и сопровождения IT-проектов.

Успешный переход к эпохе цифровой трансформации требует современных систем управления организацией в сфере эффективного управления финансовыми и человеческими ресурсами, а также инновационного подхода к управлению проектами. Такой подход также приобретает особую актуальность в рамках реализации планов по демонтажу системной коррупции и является важным условием восстановления доверия к системе государственного управления.

  1. Что даст государственная корпорация?

- сократит порядка 214 млн. сомов расходной части республиканского бюджета на содержание системы ГРС за счет перехода на самофинансирование;

- пополнит республиканский бюджет в виде отчислений налогов порядка 334 млн. сомов в год;

- перевод процесса оказания регистрационных услуг в формат «Единого окна» с принципами работы фронт и бэк офисами;

- создание системы подбора и увольнения персонала, привлечение компетентных кадров и регулирование системы оплаты труда в зависимости от критериев эффективности работы;

- сокращение 757 государственных служащих с переводом их на договорное отношение;

- минимизирование бюрократии, полноценный переход к электронному обслуживанию, индивидуальный подход к каждому гражданину;

- эффективность в борьбе с коррупционными схемами и взяточничеством;

- оптимальное управление денежными средствами, финансирование приоритетных проектов, субсидирование социально важных направлений, по которым, услуги первоочередной важности, такие как выдача первого паспорта, регистрация рождения и смерти могут оказываться бесплатно;

-  аккумулировать на счетах Корпорации государственную пошлину, сборы за регистрацию и перерегистрацию транспортных средств штрафы и пени в процентном соотношении для реализации поставленных задач;

- проведение работы по улучшению стандартов предоставления услуг и прохождение сертификации по международному стандарту ISO 9001.

- выступать исполнителем государственных социальных заказов в сфере цифровой трансформации;

- стать единым центром разработки инновационных решений за счет повышения научно-исследовательского потенциала и локомотивом продвижения отечественной IT-продуктов на зарубежные рынки;

- стать единым техническим оператором IT-инфраструктуры системы электронного управления в стране;

 

  1. Как будет осуществляться управление корпорацией?

 

Высшим органом управления Корпорации является Наблюдательный совет, в который, будут входить Премьер-министр КР – председатель наблюдательного совета, члены Правительства, вице-спикер и председатель профильного комитета Жогорку Кенеша, представитель Аппарата Президента КР.

Исполнительным органом управления является правление Корпорации, председатель и члены которого назначаются Наблюдательным советом.

Правление осуществляет общее руководство деятельностью Корпорации и назначает исполнительные органы дочерних или зависимых юридических лиц.

Действующие департаменты ГРС осуществляющие обслуживание населения преобразуются в акционерные общества либо в государственные предприятия, где 100% акций будут принадлежать Корпорации. Органы управления акционерных обществ также будут назначаться правлением Корпорации.

 

  1. Какие структурные изменения произойдут?

 

 

  1. Был ли изучен международный опыт?

Аналогичный опыт реформирования системы предоставления государственных услуг есть у многих стран мира. Были изучены примеры России, Казахстана, Эстонии, Грузии, Англии.

В России была проведена реформа системы оказания государственных услуг. Был создан многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) — российская организация, независимо от организационно-правовой формы отвечающая установленным требованиям и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна». Функционирует как предприятие унитарного типа.

В Казахстане в результате проведенных реформ образовано Некоммерческое акционерное общество (НАО) «Государственная корпорация «Правительство для граждан».

Цель создания государственной Корпорации «Правительство для граждан» – единый провайдер государственных услуг. Создана единая платформа получения услуг и сервисов, соответствующей Стандартам менеджмента качества серии ISO 9001.

Структура была создана в апреле 2016 года и объединила в себя такие республиканские государственные предприятия:

1.       Центр обслуживания населения;

2.       Центр по недвижимости;

3.       Научно-производственный центр земельного кадастра;

4.       Государственный центр по выплате пенсий.

Миссия НАО – повышение качества, прозрачности и доступности государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам единым провайдером государственных услуг.

Основным направлением работы НАО является оказание государственных услуг в соответствии с законодательством, организация работы по приему заявлений и выдаче их результатов гражданам по принципу "одного окна", а также обеспечение оказания государственных услуг в электронной форме.

  1.  В какие НПА необходимо внести изменения?

 

Разработан проект Закона Кыргызской Республики «О Государственной корпорации «Жаны доор».

Предстоит внести изменения следующим НПА:

 

  • внесение изменений в Закон КР «О некоммерческих организациях» (в части включения в качестве учредителя государство, включение понятия и главы Государственные корпорации);
  • внесение изменений в Закон КР «О государственных и муниципальных услугах».
  • Семейный кодекс Кыргызской Республики;
  • Гражданский кодекс Кыргызской Республики;
  • Бюджетный Кодекс Кыргызской Республики;
  • Закон КР "О гражданстве Кыргызской Республики";
  • Закон КР "О внутренней миграции";
  • Закон КР "О внешней миграции";
  • Закон КР "Об актах гражданского состояния";
  • Закон КР "О государственной пошлине";

-  Закон КР «О дорожном фонде»;

  • Закон КР «О дорожном движении»;

-   Закон КР «О регистрации прав на недвижимое имущество»;

Разработка соответствующих решений Правительства. 

Партнеры