О создании на базе ГРС Государственной корпорации «Жаны доор» в вопросах и ответах
- Что из себя представляет ГРС сегодня?
Образованная в 2009 году Государственная регистрационная служба при Правительстве КР является уникальным государственным органом, сопровождающим гражданина в течение всей его жизни, регистрируя такие важные случаи как рождение, получение паспорта, вступление в брак, регистрация недвижимого и движимого имуществ. С того времени по сегодняшний день в структуре управления каких-либо существенных изменений не было. Если в 2010 году по всей системе ГРС насчитывалось не более 4 тыс. человек. Сегодня в ГРС находятся три департамента, одно агентство, два государственных предприятия и одно государственное учреждение общей численностью 9284 человека. Из них:
- 757 человек являются государственными служащими;
- 7330 человек работают по трудовому договору;
- 1197 человек младший и технический обслуживающий персонал.
В соответствии с утвержденным Единым реестром (перечня) государственных услуг, ГРС оказывает населению 44 вида государственных услуг. Отдельно оказываются услуги почтовой связи, финансовых переводов и приема платежей ГП “Кыргыз почтасы”. В каждом районном центре, городах, крупных населенных пунктах страны находятся почтовые отделения, территориальные подразделения департаментов, архивного агентства, которые оказывают государственные услуги по недвижимым и движимым имуществам, паспортизации и выдачи документов актов гражданского состояния.
- Что сделано с момента образования ГРС?
Первые годы в ГРС наиболее остро стояли проблемы нехватки и устарелости рабочей техники сотрудников. Материально-техническое обеспечение сотрудников заметно улучшилось при поддержке партнеров доноров. Сегодня ГРС является одним из передовых государственных органов по внедрению инновационных технологий в обслуживание населения. В настоящее время, благодаря усилиям и ресурсам ГРС поэтапно введены новые информационные ресурсы учета населения, недвижимого имущества, транспортных средств и актов гражданского состояния. За последние 3 года в систему ГРС было вложено более 30 млн долларов грантовых средств доноров. В результате были созданы: базовая модель Единого государственного реестра населения, где сквозным идентификатором является персональный идентификационный номер, биометрическая база граждан, современная и защищенная IT-инфраструктура, обеспечивающая работу территориальных подразделений в режиме реального времени, введена биометрическая еID-карта, в этом году планируется переход к новому биометрическому общегражданскому паспорту, открыт современный Центр обработки данных. Также ГРС собственными силами открыла по республике 17 Центров обслуживаний населения, 363 информационных киосков и разработала ряд автоматизированных информационных систем, которые в настоящее время используются сотрудниками для оказания различных видов государственных услуг. Созданы электронные базы Единой информационной системы недвижимости КР, регистра транспортных средств и водительского состава, введен онлайн аукцион по номерам с особенной комбинацией цифр. В результате таких нововведений увеличились поступления в доходную часть республиканского бюджета. Также оцифрованы все имеющиеся в архивах свыше 5 млн адресных листков граждан.
- Какие задачи?
Впереди ряд амбициозных целей и задач, которые поставлены в рамках реализации программы цифровой трансформации «Таза Коом» и проекта «Жаны доорго – кырк кадам 2018-2023». Согласно поставленным задачам необходимо усовершенствовать регистрационную политику, устранить все имеющиеся коррупционные риски, модернизировать инфраструктуру территориальных подразделений, минимизировать бюрократию действующих услуг, развивать новые услуги, укреплять систему управления и коммуникации с населением. В результате к 2023 году ГРС должен обладать профессиональными кадрами, качественной актуализированной базой данных с четко налаженной системой со 100 процентным оказанием государственных услуг в электронном виде на основе ЕГРН и по принципу единого окна. Обслуживающий персонал должен быть компетентным. Гражданин должен быть уверенным в том, что его документы от самого рождения до смерти качественно сопровождаются регистрационной службой. Однако на сегодняшний день реалии таковы, что для выполнения вышесказанных задач на деле требуется проведение кардинальных реформ в системе государственной регистрационной службы. Наиболее остро стоит вопрос привлечения профессиональных кадров в ГРС. За последние 3 года значительно расширились и функции и задачи ГРС. Если в первые годы создания ГРС по системе оказывалось за год до 1 миллиона услуг населению, то данный показатель с 2015 года стабильно превышает 2 млн. граждан. Существенно увеличился и географический охват предоставления государственных услуг на республиканском уровне. По сравнению с 2010 годом в 4 раза увеличилось материально-техническая база ГРС и расширилось хозяйство. И все эти достижения ГРС на сегодняшний день являются результатами того уровня, в рамках которого возможно максимально развиваться в существующем положении. Действующая организационно-правовая форма ГРС, которая является учреждением, не отвечает сегодняшним вызовам и оперативному решению проблем. Поэтому для дальнейшего внедрения поставленных амбициозных задач требуется новый формат, который позволяет быть быстрым, гибким и мобильным в условиях быстроразвивающихся информационных технологий. С ростом деловой активности растет и спрос на быстрое, качественное и на мобильное получение государственных услуг, в том числе и по цифровой трансформации.
- Что сегодня не так?
Действующая организационно-правовая форма имеет ряд серьёзных недостатков, например, неэффективность системы управления человеческими ресурсами, организационные и финансовые сложности реализации проектов развития, наличие определенных коррупционных схем риска, связанных с человеческим фактором.
Кроме того, существующая система управления и нормативная база, регулирующая сферу оказания государственных услуг, не позволяет внедрения принципа единого окна по многим государственным услугам в регистрационной системе и разделения функций на фронт и бэк офисы, в связи с тем, что в нормативно-правовых актах прописаны нормы о том, что при оказании государственных услуг, прием документов и принятие решений должны осуществлять только государственные служащие.
Нормы законодательства о государственной службе, установленная предельная штатная численность, не позволяют в оперативном порядке увольнять сотрудников, допустивших многократные нарушения, а также набирать необходимое количество сотрудников для обеспечения предоставления качественных государственных услуг. Также существующая система оплаты и ее низкие размеры не позволяют говорить о качественном предоставлении услуг, что также является основным коррупционным риском. Зависимость от республиканского бюджета не в полной мере обеспечивает оперативность внедрения новых принципов, международных стандартов обслуживания населения.
Для решения обозначенных проблем и в целях достижения поставленных задач, Жогорку Кенешем и Правительством КР предлагается реформировать регистрационную систему - путем создания Государственной корпорации «Жаны Доор» на базе ГРС, которой на законодательном уровне будут делегированы регистрационные услуги.
- Почему государственная корпорация?
Организационно-правовая форма “корпорация” является наиболее оптимальным вариантом для быстрого решения имеющихся проблем и достижения поставленных амбициозных задач. Деятельность корпорации будет направлена на обслуживание населения на совершенно новом уровне, пересмотра существующих методов оказываемых услуг, на разработку и внедрение инновационных решений, нацеленных на удовлетворение потребностей человека и создания комфортных условий получения услуг. Также, Корпорация будет призвана обеспечивать содействие в реализации программы цифровой трансформации “Таза коом” в области разработки, внедрения и сопровождения IT-проектов.
Успешный переход к эпохе цифровой трансформации требует современных систем управления организацией в сфере эффективного управления финансовыми и человеческими ресурсами, а также инновационного подхода к управлению проектами. Такой подход также приобретает особую актуальность в рамках реализации планов по демонтажу системной коррупции и является важным условием восстановления доверия к системе государственного управления.
- Что даст государственная корпорация?
- сократит порядка 214 млн. сомов расходной части республиканского бюджета на содержание системы ГРС за счет перехода на самофинансирование;
- пополнит республиканский бюджет в виде отчислений налогов порядка 334 млн. сомов в год;
- перевод процесса оказания регистрационных услуг в формат «Единого окна» с принципами работы фронт и бэк офисами;
- создание системы подбора и увольнения персонала, привлечение компетентных кадров и регулирование системы оплаты труда в зависимости от критериев эффективности работы;
- сокращение 757 государственных служащих с переводом их на договорное отношение;
- минимизирование бюрократии, полноценный переход к электронному обслуживанию, индивидуальный подход к каждому гражданину;
- эффективность в борьбе с коррупционными схемами и взяточничеством;
- оптимальное управление денежными средствами, финансирование приоритетных проектов, субсидирование социально важных направлений, по которым, услуги первоочередной важности, такие как выдача первого паспорта, регистрация рождения и смерти могут оказываться бесплатно;
- аккумулировать на счетах Корпорации государственную пошлину, сборы за регистрацию и перерегистрацию транспортных средств штрафы и пени в процентном соотношении для реализации поставленных задач;
- проведение работы по улучшению стандартов предоставления услуг и прохождение сертификации по международному стандарту ISO 9001.
- выступать исполнителем государственных социальных заказов в сфере цифровой трансформации;
- стать единым центром разработки инновационных решений за счет повышения научно-исследовательского потенциала и локомотивом продвижения отечественной IT-продуктов на зарубежные рынки;
- стать единым техническим оператором IT-инфраструктуры системы электронного управления в стране;
- Как будет осуществляться управление корпорацией?
Высшим органом управления Корпорации является Наблюдательный совет, в который, будут входить Премьер-министр КР – председатель наблюдательного совета, члены Правительства, вице-спикер и председатель профильного комитета Жогорку Кенеша, представитель Аппарата Президента КР.
Исполнительным органом управления является правление Корпорации, председатель и члены которого назначаются Наблюдательным советом.
Правление осуществляет общее руководство деятельностью Корпорации и назначает исполнительные органы дочерних или зависимых юридических лиц.
Действующие департаменты ГРС осуществляющие обслуживание населения преобразуются в акционерные общества либо в государственные предприятия, где 100% акций будут принадлежать Корпорации. Органы управления акционерных обществ также будут назначаться правлением Корпорации.
- Какие структурные изменения произойдут?
- Был ли изучен международный опыт?
Аналогичный опыт реформирования системы предоставления государственных услуг есть у многих стран мира. Были изучены примеры России, Казахстана, Эстонии, Грузии, Англии.
В России была проведена реформа системы оказания государственных услуг. Был создан многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) — российская организация, независимо от организационно-правовой формы отвечающая установленным требованиям и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна». Функционирует как предприятие унитарного типа.
В Казахстане в результате проведенных реформ образовано Некоммерческое акционерное общество (НАО) «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Цель создания государственной Корпорации «Правительство для граждан» – единый провайдер государственных услуг. Создана единая платформа получения услуг и сервисов, соответствующей Стандартам менеджмента качества серии ISO 9001.
Структура была создана в апреле 2016 года и объединила в себя такие республиканские государственные предприятия:
1. Центр обслуживания населения;
2. Центр по недвижимости;
3. Научно-производственный центр земельного кадастра;
4. Государственный центр по выплате пенсий.
Миссия НАО – повышение качества, прозрачности и доступности государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам единым провайдером государственных услуг.
Основным направлением работы НАО является оказание государственных услуг в соответствии с законодательством, организация работы по приему заявлений и выдаче их результатов гражданам по принципу "одного окна", а также обеспечение оказания государственных услуг в электронной форме.
- В какие НПА необходимо внести изменения?
Разработан проект Закона Кыргызской Республики «О Государственной корпорации «Жаны доор».
Предстоит внести изменения следующим НПА:
- внесение изменений в Закон КР «О некоммерческих организациях» (в части включения в качестве учредителя государство, включение понятия и главы Государственные корпорации);
- внесение изменений в Закон КР «О государственных и муниципальных услугах».
- Семейный кодекс Кыргызской Республики;
- Гражданский кодекс Кыргызской Республики;
- Бюджетный Кодекс Кыргызской Республики;
- Закон КР "О гражданстве Кыргызской Республики";
- Закон КР "О внутренней миграции";
- Закон КР "О внешней миграции";
- Закон КР "Об актах гражданского состояния";
- Закон КР "О государственной пошлине";
- Закон КР «О дорожном фонде»;
- Закон КР «О дорожном движении»;
- Закон КР «О регистрации прав на недвижимое имущество»;
Разработка соответствующих решений Правительства.